Как связать первую петлю спицами. Как научиться вязать спицами (для начинающих)

Любое вязание, начинается с простого приёма - набора петель на спицы. Существует немало вариантов набора петель, которые в удачном сочетании с узором для вязки, cделают Ваше изделие особенно привлекательным.

При этом, каждый способ набора имеет свои преимущества. В зависимости от того, каким способом Вы воспользуетесь, край Вашего изделия, может приобрести различные свойства. Освоив различные приёмы набора, Вы сможете добиться значительных успехов в правильном оформлении ваших изделий и избежать лишних "телодвижений" с самого начала.

1-й способ.

Традиционный набор , - самый распространенный вариант набора петель при вязании. Он может быть использован при начале вязания любого изделия. При таком способе, после набора петель, с первого же ряда можно начинать вязать полотно выбранным узором.

Для этого нить от клубка берут в левую ладонь. Длина свисающего конца нити, должна быть примерно вдвое больше ширины предполагаемого полотна, для которого набирают петли.

Обводят нить вокруг большого пальца левой руки по часовой стрелке и кладут ее на указательный палец. Оба конца нити зажимают в левой ладони (рис. 1, б).

Две спицы, сложенные вместе, вводят в петлю на большом пальце, подхватывают нить, лежащую на указательном, и вытягивают ее в петлю на большом пальце (рис. 1, в). После этого сбрасывают петлю с большого пальца и помогают этим и указательным затянуть образовавшуюся петлю на спице (рис. 1, г).

Придерживая указательным пальцем правой руки полученную петлю, опускают спицы вниз на себя. Затем выполняют те же движения, что и при образовании первой петли (рис. 1, д). На спицах будет уже две петли. Следующие петли выполняют так же, как вторую.

Чтобы нижняя цепочка не перекручивалась вокруг спиц, каждую новую петлю придерживают указательным пальцем правой руки.

2-й способ.

В этом наборе петель край полотна получается шнурообразный , создающий впечатление декоративной кромки. Такой вариант набора можно использовать при вязании изделий из мохера - для укрепления нижней кромки трикотажного полотна.

После набора петель с первого же ряда можно начинать вязать полотно выбранным узором. Так, петли начального ряда образуются из основной нити, а нижняя цепочка - из толстой, строенной, нити.

Для того, чтобы нить получилась в три раза толще, основной конец от клубка складывают втрое (рис.3 а).

На пальцах левой руки нити располагают так, чтобы основная находилась на указательном пальце, толстая - на большом, а петля А - между указательным и большим пальцами (рис.3 б).

Две спицы, сложенные вместе, вводят в петлю А под основную нить (рис.3 в). Петля А и основная нить на спицах - первая петля набора. Придерживая ее указательным пальцем правой руки, опускают спицы вниз на себя. Далее набор петель выполняют традиционным способом (рис.3 г).

3-й способ.

Образованный этим способом, край хорошо растягивается , поэтому его можно применять как для начала вязания, так и для прибавления большого количества петель в ряду, для расширения полотна.
После набора петель с первого же ряда можно начать вязание детали выбранным узором.

Обычно вызывает затруднение установление длины конца нити для набора. В данном варианте свободный конец нити необходим для образования только первой петли, которую делают одной спицей традиционным способом.
Затем спицу с петлей берут в левую руку, а свободную спицу - в правую. Провязывают петлю лицевой вязкой и оставляют ее на левой спице (рис.5 а).

Вновь вытянутую петлю тоже надевают на левую спицу (рис.5 б). На левой спице оказалось две петли. Провязывают вторую петлю лицевой вязкой и оставляют ее на левой спице.
Вновь вытянутую петлю снова надевают на левую спицу. И так продолжают набирать необходимое количество петель.

4-й способ.

Такой край не растягивается , хорошо держит форму. Его можно применять и для начала вязания, и для групповой прибавки петель, а также для выполнения петель для пуговиц. После набора петель с первого же ряда можно вязать полотно выбранным узором.


Обновление: (Станет доступно с 12.03.2017г.)

Помоги другому

Сохрани закладку на эту статью в одном из сервисов, если она тебе понравилась. Тем самым, ты поможешь найти эту информацию другим, гораздо быстрее.

Процесс вязания каждого изделия всегда начинается одинаково, а именно с того, что нам нужно набрать на спицы петли. Об этом знает абсолютно каждая вязальщица. Но если вы только начали обучаться этому замечательному ремеслу, то мы с удовольствием расскажем вам, как набрать петли и начать вязать.

Итак, есть различные варианты набора петель. Выбрать вы можете абсолютно любой из них, какой вам удобнее и быстрее. Но выбор того или иного метода зависит не только от ваших личных предпочтений, но и от того, какой край на готовом изделии вам необходимо получить. Ряд набранных петель (наборный) должен быть не слишком стянутым и не слишком свободным, так как в этом случае край изделия будет выглядеть не очень аккуратно. Если вы делаете чересчур тугие петли, то для выполнения наборного ряда возьмите спицы чуть большего размера. Если ваши петли получаются довольно свободными, то спицы наоборот берите размера чуть меньше.

В нашей статье мы рассмотрим пошагово три способа набора петель.

ПЕРВЫЙ СПОСОБ

Один из самых простых методов набора. Для его выполнения вам будет нужна всего лишь одна спица.

ВТОРОЙ СПОСОБ

Для этого метода вам понадобятся уже две спицы. Наборный ряд при таком способе получается довольно свободным. Этот метод отлично подходит для изготовления таких вещей, которым не нужен тугой край. Порядок действий следующий:


ТРЕТИЙ СПОСОБ

Этот способ выполняется аналогично способу номер 2. Для его реализации вам понадобится также пара спиц. Отличие заключается только в том, что правая спица вводится не в сами петли на левой спице, а между петлями.

Еще с давних времен вещи ручной работы ценились дорого и пользовались повышенным спросом. Каждый стремился обучиться какому-то рукодельному ремеслу для того, чтобы обеспечивать себя и своих родных и близких людей эксклюзивной одеждой, подделками или оригинальными предметами интерьера.

Ручное вязание - один из самых распространенных видов рукоделия. Обладая таким мастерством, можно без особых финансовых затрат выглядеть стильно и модно. Ученые утверждают, что это не единственное его достоинство: во время вязания человек успокаивается, расслабляется и отвлекается от тревожных мыслей.

Данная статья содержит последовательные уроки, в которых подробно описывается, как научиться вязать спицами. Для начинающих рукодельниц она станет настоящим подспорьем.

Урок № 1. С чего начать?

Для тех, кто только начинает осваивать технику вязания на спицах, необходимо ознакомиться с инструментами, с помощью которых непосредственно осуществляется процесс.

Первое, с чего начинается вязание любого трикотажного изделия - набор петель спицами. Для того чтобы знать, как правильно подобрать их для определенного типа вязки, необходимо разобраться в основных видах.

Стандартные (обычные) спицы

Такой вид применяется при всех видах вязания, кроме кругового. Изготавливают их из легких материалов, таких как пластмасса, металл, алюминий, дерево. Они отличаются толщиной, от 1 мм до 25,5 мм,и длиной. Имеют один рабочий край, на другом установлен наконечник, выступающий в роли ограничителя.

Чулочные спицы

Используются для кругового вязания, в частности носков, так как вязать 2 спицами их не рекомендуется. Они продаются в комплектации 5 штук. Имеют два рабочих края. Процесс вязания производится следующим образом: изделие располагается в равном количестве петель на 4 спицах, а 5-й провязываются последующие ряды.

Спицы для рисунков «коса» и «жгут»

Благодаря изгибу посередине спицы, их применение значительно упрощает процесс перекрещивания петель. Их диаметр может быть 2-4 мм, выбираются в соответствии с толщиной пряжи.

Маркировочная скрепка

С ее помощью контролируют количество петель или отмечают определенное место на изделии.

Круговые спицы

Они представляют собой 2 рабочих наконечника, соединенных металлической или силиконовой леской. Используются они при определенных рисунках, круговом вязании или в том случае, когда полотно имеет достаточно большую ширину.

Булавка

Она применяется для снятия петель, которые на определенном этапе не нужно провязывать. Размеры такого приспособления могут быть разными (10-15 см).

Урок № 2. Ознакомление с видами пряжи

Открывая модные журналы, можно видеть, что одежда, в зависимости от сезонного назначения, связана из разных видов пряжи. Видя такие красивые вещи, каждый второй задается вопросом: «Как научиться вязать спицами?» Для начинающих вязальщиц опубликовано достаточно много информации с подробным пошаговым описанием. Однако для того чтобы создать по-настоящему красивую и оригинальную вещь, понадобится правильно подобрать для нее пряжу.

Шерстяная нить

Относится к натуральным видам. Для ее изготовления используется овечья шерсть. Отличается широким выбором цветовой гаммы. Из нее в основном вяжутся зимние вещи, подходит для любых видов рисунка.

Хлопковая пряжа

Идеально подходит для любого типа вязки. Она приятна на ощупь, не вызывает аллергии. Изделие из такой нити имеет шикарный вид.

Меланжевая пряжа

В ее состав входят в процентном соотношении синтетическая и натуральная нити. Благодаря своей фактурности, изделия получаются пышными и воздушными. Отлично смотрится на объемных рисунках.

Мохер

Предназначен для вязания теплых вещей. Такая нить очень пушистая, поэтому не рекомендуется применять ее для тех вещей, которые непосредственно прилегают к телу. Наиболее актуальны для нее крупные рисунки.

Фасонная пряжа

Изготавливается путем соблюдения определенной технологии, которая заключается в объединении различных по фактуре, цвету и качеству нитей.

Урок № 3. Набор первого ряда

Приступая к вязанию любого полотна, понадобится произвести набор петель спицами. Для этого делается петля из пряжи, которая накидывается на большой палец. Один конец нити проходит через указательный, а другой просто опускается вниз. После этого обе нити фиксируются оставшимися тремя пальцами. Закрепив, таким образом, пряжу, с помощью спицы делаются петли, из которых непосредственно будет вывязываться полотно.

1-й шаг

2-й шаг

3-й шаг

4-й шаг

5-й шаг

Урок № 4. Лицевая петля

Научившись набору первого ряда, можно приступать к основному виду вязки - лицевым петлям. Они являются основополагающими любого рисунка. Для того чтобы получилась лицевая петля, спицами провязывают нить определенным способом. Для этого необходимо зацепить петлю за заднюю стенку свободной спицей и протянуть через нее рабочую нить. Если по рисунку указывается способ вязания за переднюю стенку, то производится подобная манипуляция, только спицей захватывается верхняя часть петли.

Урок № 5. Изнаночная петля

Следующий этап освоение вязальной техники - изнаночные петли спицами. Они могут провязываться двумя способами - за переднюю и заднюю стенку. Более распространенным видом считается классический. Для этого рабочая нить накидывается над полотном, спицей захватывается передняя часть петли, через которую протягивают нить, которая образует новую изнаночную петлю.

Урок № 6. Накид

Накид - воздушная петля. Образовывается она с помощью накидывания рабочей нити, придерживается пальцем, последующая лицевая петля спицами вяжется, как обычная. На стороне, где изнаночные петли, спицами провязывают накид не перекручивая, так, чтобы образовалась дырочка. Такая техника вязания применяется для создания изделия с ажурным рисунком.

Урок № 7. Кромочные и краевые петли

При вязании любого полотна надо обратить внимание на первую и последнюю петли. Они занимают основное место в изготовлении качественного изделия. Благодаря выполнению определенной техники, полотно имеет ровные и нерастянутые края. Кромочные и краевые петли провязываются в следующем порядке. В начале ряда первая снимается не провязывая, а в конце последняя вывязывается лицевой петлей.

Урок № 8. Как вязать резинку спицами? Виды и описание

Существует множество различных способов для вязания резинки. Как правило, с нее начинаются практически любые изделия, поэтому очень важно научиться вязать ее правильно и красиво. Главное условие для нее - не растягивать петли, для того чтобы сохранить хорошую плотность.

Итак, как вязать резинку спицами, разберем несложные варианты.

Резинка 1 х 1

Самый простой вид. Первый ряд: чередуются 1 лицевая петля и 1 изнаночная. Последующие ряды провязываются по рисунку.

Резинка 2 х 2

Вяжется, как первый вариант, только ряд состоит из 2 изнаночных петель и 2 лицевых.

Двойная резинка полая

Для того чтобы ее связать, необходимо последовательно чередовать 1 лицевую, 1 петлю снять, не провязывая. Так вязать с обеих сторон изделия.

Английская резинка 1 х 1

Такой вариант более сложный для новичка, однако можно попробовать.

На спицу набирается четное количество петель. Далее вяжется следующим образом.

1-й ряд : 1 лицевая, на следующую петлю накид и снять на рабочую спицу, так чередовать.

2-й ряд : петля с накидом провязывается лицевой, а на следующую делается накид и снимается, повторять до конца.

3 ряд : с начала узора.

Урок № 9. Как научиться вязать спицами? Для начинающих: шарфик спицами

Изучив азы вязания, пора попробовать свои силы в изготовлении небольшого аксессуара. Уже можно решиться на то, чтобы связать шарфик спицами себе или родным. Такой подарок станет для них самым желанным. Для него подойдут любые узоры спицами. Ширина - величина индивидуальная: если для ребенка, то 10-20 см, для взрослых - от 15 см. Длина может варьироваться от 1 м и более.

Для шарфа можно использовать нитки различной толщины и расцветки, главное, чтобы он гармонировал с остальной одеждой.

В качестве рисунка лучше подойдут те, которые не имеют изнаночной стороны.

Пример несложного шарфика с узором «шахматка» приведен ниже.

Описание:

Количество петель должно быть кратное 5, плюс 2 краевые.

1-й ряд : 5 лиц. п., 5 изн., чередовать до конца ряда, последнюю провязать лицевой.

2-й ряд и все четные : по рисунку.

3-й ряд : чередовать 5 лиц., 5 изн., кромочную лицевой.

5-й ряд : провязывается, как 3-й.

7-й ряд : 5 изн., 5 лиц., копируется до конца ряда, последняя кромочная.

9-й, 11-й ряды : провязать, как 7-й.

13-й ряд : воспроизвести с 1-го ряда.

Схема узора "Шахматка
13 . .
11 . .
9 . .
7 . .
5 . .
3 . .
1 . .

Урок № 10. Схемы и условные обозначения

Любые узоры спицами могут иметь описание или схему, в которой рассказывается, как именно связать этот рисунок. Из предыдущего урока можно увидеть примеры описания и схемы. Однако, для того чтобы разобраться в написанном, необходимо ознакомиться с условными обозначениями и научиться правильно читать схемы. На первый взгляд они кажутся непонятными, с какими-то квадратиками, ромбиками, стрелочками, треугольниками.

Однако эта сложность обманчива, разобраться со стандартными сокращениями нетрудно. В любом издании журнала или книги всегда есть пункт «Условные обозначения», как правило, в нем расшифровываются все сокращения в тексте и используемые символы.

Например, основные из них:

  • лиц. - лицевая петля;
  • изн. - изнаночная петля.

Разглядывая схему под приглянувшимся узором, необходимо поискать условные обозначения. Они могут быть напечатаны в конце книги или сразу под схемой.

Например, это выглядит так:

. - кромочная;
□ - изнаночная петля;
- лицевая петля;
- 3 петли вместе;
Ώ - накид.

Урок № 11. Узоры, схемы и описания

Опишем несложные узоры, которые необходимо вязать спицами, схемы расположим рядом для лучшего восприятия. Стараясь связать предложенные рисунки, нужно постараться максимально разобраться в условных обозначениях, так как от этого будет зависеть качество всего изделия.

Узор «Ромбики»

Схема № 1
19
17
15
13
11
9
7
5
3
1

Описание :

1-й, 3-й, 5-й ряды : 6 изн., 2 лиц.

2-20-й ряды : по рисунку.

7-й ряд : 2 лиц., 4 изн., 2 лиц., 2 изн.

9-й ряд : 2 изн., 1 лиц., 2 изн., 2 лиц., 3 изн.

11-й, 13-й, 15-й ряды : 2 изн., 2 лиц., 4 изн.

17-й ряд : 1 изн., 1 лиц., 2 изн., 1 лиц., 3 изн.

19-й ряд : 1 лиц., 4 изн., 1 лиц., 2 изн.

21-й ряд : повторить с начала.

Условные обозначения к схемам см. в уроке № 10.

Узор «Звездочки»

Описание :

1-й ряд : из 3 петель вывязать 3 лицевые петли*, 1 лиц.

2-й, 4-й ряды : изн.

3-й ряд : 2 лиц., из 3 петель 3 лицевые, 1 лиц.

5-й ряд : как 1-й ряд.

*3 из 3 петель - 1 лиц., накид, 1 лиц.

Узор «Путанка»

3
2
1

Описание :

1-й ряд : 1 изн., 1 лиц., продублировать до конца.

2-й ряд : 1 лиц., 1 изн., чередовать противоположно с предыдущим рядом.

3-й ряд : повторять с 1-го ряда.

Теперь часто задаваемый вопрос «Как научиться вязать спицами?» для начинающих уже не будет таким пугающим и непонятным. Если следовать в точности предоставленным урокам, появится возможность за достаточно короткие сроки научиться создавать оригинальные трикотажные шедевры.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора:

  • Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй
  • Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли

Набор петель начального ряда

Вязание изделия или образца начинают с набора петель начального ряда. Петли набирают на двух спицах, сложенных вместе. Так поступают для того, чтобы петли начального ряда легко растягивались и легче было провязать петли следующего ряда.

Есть множество вариантов набора петель - из одной нити, из двух, утолщённый накид, с бахромой и прочие. Следует подбирать тот вид набора, который больше соответствует узору вязания. Разберём несколько более распространённых способов.

Простейший набор

Начиная вязание, необходимо набрать основные петли. Этот набор образуют при помощи двух спиц, соединённых вместе. Отмеряют нить втрое длиннее предполагаемой ширины изделия и помещают её на указательном пальце левой руки так, чтобы нить, идущая от клубка, находилась между указательным и средним пальцами. Конец нити, со стороны ладони, оборачивают вокруг большого пальца.

Нити держат в ладони, а большой и указательный пальцы отводят друг от друга. В правую руку берут две спицы и вводят под петлю большого пальца снизу вверх. Затем захватывают нить на указательном пальце и проделывают её сквозь петлю на большом пальце (рис.202, А).

Петлю с большого пальца сбрасывают и накинутую нить подтягивают к спицам (рис.202, Б). Образована первая основная петля.

Набор продолжают, спицы сначала помещают под петлю на большом пальце, потом захватывают нить на указательном пальце и протягивают её через на большом пальце, нить равномерно затягивают на спицах (рис.202, В).

Набор петель одной нитью

Этот набор используют главным образом при образовании петель для пуговиц или по краям изделия, продолжая какой-либо выступ.

Вязание со спицей держат в правой руке и указательным пальцем левой руки накидывают петлю на спицу (рис.203). Таким образом набирают необходимое число петель.

Декоративный набор

Декоративный набор используют в ластиках варежек или в воротниках кофт и джемперов. Его образуют следующим образом: пряжу, предназначенную для набора, складывают вдвое, потом перегибают пополам и в середину помещают спицы. Итак, посредине пряжа четырёхкратна.

Три нити кладут на большой палец, одну нить на указательный палец, спицы остаются в середине (рис.204, А). Петлю набирают в два приёма.

Сначала, как в простом наборе (рис.202), спицы вводят под петлю на большом пальце, захватывают нить на указательном пальце и под нитью на большом пальце спицы с новой петлёй протягивают в исходное положение (рис.204, Б). Во второй раз нить вокруг большого пальца оборачивают со стороны ладони против себя и спицы вводят в эту петлю сверху под нить ладони.

Кончиками спиц нить с указательного пальца протягивают через петлю большого пальца, петлю с большого пальца сбрасывают и нить не слишком туго затягивают (рис.204, В).

Набор двойного вязания

Двойное вязание набирают на цветной нитке, которую потом убирают. На конце пряжи образуют петлю, в которую помещают спицу - нить на указательном пальце.

На большом пальце цветная нитка. Спицу помещают под цветную нитку, потом захватывают пряжу с указательного пальца (рис.205, А).

Каждую следующую петлю набирают так - сначала проводят спицу под пряжу на указательном пальце, потом под цветную нитку и из пряжи указательного пальца набирают петлю на спицу (рис.205, Б).

Первый ряд вяжут следующим образом: 1 пелю снимают не провязав (нить за спицей) и 1 петлю вяжут лицевой вязкой (рис.205, В).

В каждом последующем ряду снятые и лицевые петли меняют местами (рис.205, Г).

Основные петли


Дуга вокруг спицы образует петлю (рис.206). Петля имеет переднюю и заднюю стенки, а нижнюю дугу между двумя петлями называют протяжкой. Самыми простыми и основой для других петель являются лицевые и изнаночные петли.

Лицевую петлю можно образовать двумя способами: вывязывая за переднюю или заднюю стенку. Вязание лицевой петли за переднюю стенку принято считать "классическим". Обычно в литературе под лицевой петлёй имеется в виду именно этот способ вязания, конечно, если нет оговорки, что это следует делать иначе.

Лицевую петлю вяжут следующим образом: правую спицу вводят в петлю спереди передней стенки на левой спице, захватывают нить под спицей правой руки и протягивают через петлю. Новая петля остаётся на правой спице (рис.207 А).

Изнаночную петлю , так же как и лицевую, можно вязать разными способами. Правую спицу вводят в петлю справа налево под передней стенкой. Сверху захватывают нить и протягивают через петлю (рис.207, Б), новая изнаночная петля остаётся на правой спице.

Есть и другие способы вязания лицевых и изнаночных петель, но при них хорошо образуется узор только из лицевых и изнаночных петель. При вязке других видов узоров петли ложатся в ином направлении, нежели при "классическом" способе вязания лицевых и изнаночных петель.

Плоскостное вязание

Кофты, джемперы, платки, шарфы и др. изделия вяжут на двух спицах, один ряд вяжут справа налево (лицевая сторона изделия), а другой обратно (изнаночная сторона изделия). Поэтому если необходимо получить лицевую гладь, то туда вяжут лицевыми петлями, а обратно - изнаночный - изнаночными петлями.

На рис.208 показаны лицевая и изнаночная стороны вязания.

Цилиндрическое вязание

При вязании носков, варежек, юбок, джемперов на пяти или кольцевых спицах нет обратных рядов. При вязании на пяти спицах сначала набирают на две вместе сложенные спицы такое количество петель, какое предполагается вязать на одной спице, потом одну спицу вытягивают из набора, складывают ещё раз их вместе и набирают для второй спицы. Так же поступают и с третьей и четвёртой спицами. Когда набрано необходимое количество петель на 4 спицы, пятой спицей приступают к вязаниию по кругу.

Начало вязания

Лицевая вязка образует односторонний узор. Эту вязку ещё называют чулочной, лицевую её сторону - лицевой гладью, изнаночную - изнаночной гладью.

Если изделие начинают лицевой или изнаночной гладью, то и в том и в другом случаях край заворачивается на лицевую сторону. Поэтому обычно изделие начинают с двухстороннего узора, который не скручивается.

Если изделие предполагается вязать лицевой вязкой, то нижний край вяжут зубчиками или изнаночными петлями.

1 способ: вяжут 5-10 рядов гладью, потом один лицевой ряд вяжут так: 2 петли вместе лицевой петлёй, 1 накид (нить кладут на спицу от себя, (рис.211). Потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до ажурного ряда. Цепочку набора набирают на дополнительную спицу и изделие подгибают по линии ажура (зубчиков). Перед каждой петлёй на спицу помещают одну петлю цепочки набора и провязывают их вместе лицевой петлёй. Следят, чтобы петли по вертикали совпадали, иначе край изделия будет перекошен. При желании край можно не провязывать, а подшить.

2 способ: вяжут 5-10 рядов лицевой гладью, потом один ряд на лицевой стороне вяжется изнаночными петлями, потом вяжут столько же рядов лицевой гладью, сколько было до изнаночного ряда. По изнаночному ряду вязание перегибают и привязывают или пришивают так же, как в предыдущем случае. Потом продолжают лицевой узор.

Научившись провязывать всего лишь два вида петель (лицевые и изнаночные), можно освоить любые виды вязок. Сначала самые простые, а потом и более сложные узоры вы найдёте в разделе "Узоры".

Краевые или кромочные петли

Краевые петли в раппорте узора не учавствуют. После подсчёта петель для узора независимо от их количества прибавляют ещё две петли, которые служат только для образования края.

Край изделия может быть вывязан ровным (косичкой) и с узелками.

Ровный край (рис. 209, А).

1-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

2-й способ . При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится перед спицей. Последнюю краевую петлю провязывают изнаночной.

Край с узелками (рис. 209, Б).

При начале вязания ряда краевую петлю переснимают, рабочая нитка при этом находится за спицей. Последнюю краевую петлю провязывают лицевой.

Закрепление петель

После окончания вязания изделия или образца последний ряд открытых петель закрепляют. Делать это можно двумя способами.

1-й способ - при помощи спицы (рис.210). Краевую первую петлю, как обычно, переснимают на правую спицу непровязанной. Следующую петлю вяжут лицевой, затем концом левой спицы оттягивают предыдущую пелю, а правой спицей протаскивают через лицевую. После этого оттянутую петлю сбрасывают и повторяют всё сначала до конца ряда. Нитку обрывают и продёргивают через последнюю петлю, тем самым закрепляя вязание.

2-й способ - при помощи иглы. Оставляют конец рабочей нитки примерно в три раза длиннее закрываемого полотна и проделывают его в иглу. Иглу пропускают в крайнюю петлю последнего ряда петель с лицевой стороны на изнаночную, затем во 2-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и протягивают через эти три петли рабочую нитку. После этого вводят иглу в 1-ю петлю с лицевой стороны на изнаночную и в 3-ю петлю с изнаночной стороны на лицевую и т. д.

При таком закреплении петель последний ряд растягивается так же хорошо, как и при закреплении петель спицами, только не образуется косички.

Виды петель и их условная запись в раппорте узора

Лицевая петля (рис.2).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая.

Лицевая скрещенная петля (рис.3).

Конец правой спицы вводят в петлю на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая скрещенная.

Изнаночная петля (рис.4).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и в петлю справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная.

Изнаночная скрещенная петля (рис.5).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку и петлю на левой спице сзади наперёд слева направо от себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю от себя.

В раппорте узора записывают: 1 Изнаночная скрещенная.

Две или несколько петель вместе лицевой (рис.6).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице слева направо от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой.

Две или несколько петель вместе лицевой скрещенной петлёй (рис.7).

Правую спицу проделывают в две или более петель на левой спице справа налево от себя, захватывают рабочую нитку за спицей и вытягивают петлю на себя.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой скрещенной.

Две петели вместе, первую поворачивают (рис.8).

Концом правой спицы предварительно поворачивают первую петлю на левой спице, а затем провязывают, как две петли вместе лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 2 вместе лицевой, первую поворачивают.

Две или несколько петель вместе изнаночной петлёй (рис.9).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице справа налево, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 2 вместе изнаночной.

Две петли вместе изнаночной скрещенной петлёй (рис.10).

Нитку накидывают на левую спицу. Правую спицу вводят под рабочую нитку в петли на левой спице сзади наперёд слева направо на себя, захватывают рабочую нитку перед спицей и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: Две вместе изнаночной скрещенной.

Три петли вместе, предварительно поменяв местами вторую и первую петли (рис.11).


При помощи дополнительной спицы вторую и первую петли на левой спице меняют местами так, чтобы вторая стала первой и при провязывании петель вместе закрывала краевые. Провязывают петли как при лицевой скрещенной.

В раппорте узора записывают: 3 вместе, вторую и первую поменять местами.

Накид (рис.12).

Концом правой спицы захватывают рабочую нитку сверху справа налево на себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид.

Для образования ажура и прибавления петли в последующем ряду накиды повязывают лицевой или изнаночной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Накид обратный (рис.13).

Правой спицей захватывают рабочую нитку снизу слева направо от себя. Наброшенную на спицу петлю придерживают указательным пальцем правой руки, провязывают следующую петлю.

В раппорте узора записывают: накид обратный.

Для образования ажура последующем ряду накиды провязывают лицевой скрещенной или изнаночной скрещенной петлёй.

При провязывании в последующем ряду накида лицевой или изнаночной петлёй ажура не образуется, только прибавляется петля.

Двойной накид (рис.14).

Концом правой спицы делают два накида. Для прибавления петель в последующем ряду правый накид провязывают лицевой, а второй - изнаночной петлёй.

В раппорте узора записывают: 2 накида.

Воздушная петля (рис.15).

Образуют петлю из рабочей нитки, набрасывают на правую спицу.

В раппорте узора записывают: 1 воздушная петля.

Петля из нижележащего ряда (рис.16).

Конец правой спицы вводят в петлю, расположенную на один или несколько рядов ниже вывязываемого, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю. Петли, расположенные над вновь образовавшейся петлёй, в зависимости от рисунка сбрасывают или провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из петли нижележащего ряда.

Петли из промежутка между петель нижележащего ряда (рис.17).

Конец правой спицы вводят под горизонтальную нитку между петель нижележащего ряда, захватывают рабочую нитку и вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 лицевая из промежутка между петлями нижележащего ряда.

Из одной петли вывязывают две (рис.18).

Петлю на левой спице провязывают два раза - один раз лицевой, а второй -изнаночной петлёй, после чего её сбрасывают со спицы.

Сначала провязывают вторую петлю лицевой скрещенной за вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой, затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю за спицей, затем первую.

Перемещение петли с наклоном вправо (рис.21).

Сначала провязывают вторую петлю лицевой (или изнаночной) перед вывязываемым узором. Не снимая её с левой спицы, провязывают первую петлю лицевой (или изнаночной), затем петли с левой спицы сбрасывают.

В раппорте узора записывают: Сначала вторую петлю перед спицей, затем первую.

Перемещение несколько петель с наклоном влево (рис.22).

При перемещении нескольких петель изменяется порядок их провязывания. Нужное число петель переснимают на доп. спицу и оставляют её перед вывязываемым узором. Затем провязывают обычным образом несколько петель, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2-3 петли снимают на доп. спицу перед узором.

Перемещение несколько петель с наклоном вправо (рис.23).

Петли для перемещения переснимают на доп. спицу и оставляют её за вывязываемым узором. Затем вывязывают нужное количество петель с левой спицы, после этого провязывают петли с доп. спицы.

В раппорте узора записывают: 2 петли снимают на доп. спицу за узором.

Вытянутая петля (рис.24 А и Б).

Если петлю переснять непровязанной с левой спицы на правую, то она займёт два ряда по высоте; если эту петлю и в следующем ряду оставить непровязанной, она ещё увеличится, т. е. вытянется. Рабочая нитка в зависимости от рисунка бедет проходить за вытянутой петлёй или перед ней.

В раппорте узора записывают: 1 петлю переснимают, рабочая нитка за узором (рис.24, а) или:

1 петлю переснимают, рабочая нитка перед узором (рис.24, б).

Если переснимают несколько петель подряд и в нескольких рядах, то образуются отрезки ниток, которые могут служить украшением лицевой стороны изделия. Тогда одну из петель предыдущего ряда провязывают под отрезками ниток (рис.25).

В раппорте узора записывают: 1 лицевая (изнаночная) под отрезками ниток.

Вытянутая петля с накидом (рис.26).

Делают накид, а затем петлю переснимают непровязанной с левой спицы на правую. Рабочая нитка находится на спице вместе со снятой петлёй.

В раппорте узора записывают: накид, 1 петлю переснимают (рис.26 а).

В последующих рядах в зависимости от рисунка можно петлю и накид переснимать непровязанными, предварительно сделав накид.

В раппорте узора записывают: 1 накид, накид и петлю переснимают (рис.26 б).

В последующих рядах накид и петлю провязывают.

В раппорте узора записывают: 1 лицевой вместе с накидами (рис. 26, в).

Обвивающая петля (рис.27).

Правую спицу направляют в промежуток между петлями на левой спице (например, между 3-й и 4-й), захватывают рабочую нитку спереди назад и вытягивают длинную петлю. В зависимости от рисунка её провязывают в этом же ряду следующей петлёй или в следующем ряду, сохраняя при этом набранное количество петель.

В раппорте узора записывают: вытягивают длинную петлю из промежутка между 3-й и 4-й петлями.

Увеличенные петли (рис.28).

Правую спицу направляют в петлю и по часовой стрелке делают два и более оборотов (накидов) в зависимости от рисунка, а затем вытягивают петлю.

В раппорте узора записывают: 1 увеличенная лицевая петля с двумя накидами.

В последующем ряду накиды сбрасывают, за счёт этого петля увеличивается.

Петли стежками (рис.29).

Правой или левой спицей в зависимости от наклона стежка подхватывают нужную петлю (по узору она может быть увеличенной, вытянутой и т. д.),протягивают в неё рядом расположенные петли и перекидывают её со спицы на петли. Перекинутая петля имеет вид стежка.

В раппорте узора записывают: в 3-ю петлю протягивают две первые.

В описаниях узоров часто повторяется вязание предыдущего ряда.

В раппорте узора записывают: вяжут по рисунку. Это значит, что выполняют вязание не так, как записан раппорт в предыдущем ряду, а как его видят при вывязывании ряда, т. е. если видят вывязываемую петлю лицевой, то и вяжут её лицевой, если изнаночной, то вяжут изнаночной.

Если встречаются накиды, но не указывается, как их вязать, то их провязывают по лицевой стороне - лицевой, по изнаночной - изнаночной петлёй.


Если вы никогда не держали в руках спицы или крючок, то начать стоит с покупки этих инструментов.

Спицы бывают:

  • Прямые (А). На одном конце, как правило, есть заглушка, чтобы не спадали петли.
  • Круговые (Б). Они соединены между собой леской.
  • Чулочные (В). Обоюдоострые, обычно продаются наборами по пять штук.
  • Для вязания жгутов и кос (Г). Их отличает изгиб посередине.

Сделаны они могут быть из металла, пластика, дерева или кости. Чтобы освоить азы, вам потребуются обычные спицы. Лучше всего стальные, так как алюминиевые могут пачкать светлую пряжу, деревянные цепляются за пушистые нити, а пластиковые часто ломаются.

Крючки изготавливаются из тех же материалов. Есть модели с ручками и щёчками для держания.

Спицы и крючки различаются по номерам. Номер - это диаметр в миллиметрах. Обычно он указывается на самих инструментах. Чем он больше, тем толще должна быть пряжа. Важную роль при этом играет материал спиц или крючка. К примеру, стальной крючок № 1 будет немного отличаться от такого же пластикового.

Метрические системы спиц и крючков отличаются по странам. Учитывайте это, если в будущем будете вязать по английским или китайским схемам, которых так много в интернете.

Пряжа бывает натуральная (шерсть, ангора, кашемир, мохер, хлопок, лён), синтетическая (акрил, вискоза, полиэстер и другие) и смешанная (например, 25% мохера и 75% акрила). Для своих первых петель лучше использовать синтетическую или смешанную пряжу. Она более гладкая и послушная.

Подобрать к пряже спицы или крючок поможет её этикетка.

Производители обычно указывают метраж и вес мотка, состав нитей и рекомендуемый номер спиц или крючка. Этикетки от пряжи лучше сохранять.

Кроме пряжи, спиц или крючка, пригодятся также цветные скрепки, булавки, ножницы, портняжный сантиметр.

Как читать схемы для вязания

Многие девочки сначала учатся вязать у бабушек и мам, а только потом знакомятся со схемами и инструкциями. Если у вас не было такой школы, лучше сразу разобраться, как читаются схемы.

При вязании на спицах узор обозначается клетками. Количество клеток по горизонтали соответствует количеству петель в ряду, а количество клеток по вертикали - количеству рядов. В каждой клетке - условное обозначение той или иной петли.

Вот типичные обозначения петель. Но в конкретных схемах могут быть другие знаки. Всегда внимательно изучайте их.



При вязании спицами ряды на схеме читаются снизу вверх и попеременно: сначала справа налево, потом слева направо. Круговые ряды всегда читаются справа налево.

При вязании крючком правила те же. В круговом вязании крючком схема читается от центра к краям.

Ряды на схемах обычно пронумерованы: нечётные являются лицевыми, а чётные - изнаночными. Также на схемах можно встретить круглые или квадратные скобки. Ими выделяется повторяющаяся часть узора - раппорт.

Как научиться вязать спицами

Любую вещь можно связать как спицами, так и крючком. , как правило, умеют и то и другое, но предпочитают что-то одно. Предлагаем вам попробовать обе техники вязания, чтобы выяснить, какая вам ближе.

Набор петель спицами

Существуют различные способы набора петель спицами. Традиционным считается следующий:

Лицевая гладь

Лицевые и изнаночные петли - это база вязания на спицах. Освоив их, вы сможете связать свой первый простейший узор - резинку. Но сначала важный нюанс.

У любой петли есть передняя и задняя стенка.


knitplanet.ru

Вязать можно и за ту, и за другую, но результат будет немного отличаться. Поэтому лицевые петли делятся на классические (те, которые вяжутся за переднюю стенку) и бабушкины (вяжутся за заднюю стенку). Цеплять и протягивать нить за заднюю стенку проще, особенно новичкам.

Вот как вяжутся бабушкины лицевые петли.

А вот классический метод исполнения лицевых петель.

Наберите петли и попробуйте связать несколько рядов лицевыми петлями: бабушкиными или лицевыми - на ваш выбор. Это лицевая гладь или платочная вязка.

Изнаночная гладь

Изнаночные петли делятся на бабушкины и классические по тому же принципу. Посмотрите следующий видеоурок, и вы поймёте, как вяжутся бабушкины изнаночные петли.

Классические изнаночные петли.

Провяжите несколько рядов тем или другим способом. У вас получится изнаночная гладь.

Резинка 1 × 1

Потренировавшись вязать лицевые и изнаночные петли, вы сможете выполнить свой первый узор спицами - резинку 1 × 1. Вы наверняка видели его на свитерах и шарфах.

По такому же принципу можно связать резинку 2 × 2 или 3 × 3.

Закрытие петель

Чтобы завершить вязание, петли нужно закрыть. Делается это тоже по-разному.

Русский способ применяется чаще всего.

Эластичный способ обычно используется для резинок.

Для закрытия петель итальянским способом потребуется игла с большим ушком.

Как научиться вязать крючком

Вязальный крючок можно держать как карандаш (слева) или как нож (справа).

Попробуйте и так и так и определитесь, как вам удобнее. После этого можно приступать к освоению основных петель. В вязании крючком это воздушные петли и столбики с накидом и без.

Цепочка из воздушных петель

В вязании крючком любое полотно начинается с первой петли и идущей из неё цепочки из воздушных петель. Сделать первую петлю можно различными способами. Их разнообразие представлено в этом видео.

Столбик без накида

Ещё один базовый элемент в вязании крючком - столбик без накида. Вот как он вяжется.

Но у петель, связанных крючком, тоже есть передняя и задняя стенки. В зависимости от того, за какую из них вы будете заводить крючок и протягивать нить, рисунок полотна будет меняться.

Столбик с накидами

В вязании главное - практика. Чем больше вы будете вязать, тем лучше будет получаться. Отточив столбики без накида, можно переходить к более сложному элементу - столбикам с одним или несколькими накидами.

Ресурсы и YouTube-каналы по вязанию

Во времена советского дефицита многие женщины увлекались вязанием. Но источников для обучения и вдохновения было крайне мало. Схемы узоров и различные приёмы переписывали друг у друга от руки, а также бережно вырезали из журналов по домоводству.

В эпоху интернета источников гораздо больше. В Сети огромное количество сайтов и YouTube-каналов с обучающими статьями и видеороликами на тему вязания.

Если, связав свои первые петли, вы почувствовали азарт и желание учиться дальше, добавьте себе в закладки следующие ресурсы.