Как заставить подростка соблюдать ваши правила. Воспитание подростка

У каждого родителя на первом плане всегда находятся две основных задачи: здоровье ребенка и его воспитание. Что касается здоровья, то тут методы и средства достижения цели более или менее понятны. Соблюдения режима дня, элементарных правил гигиены, регулярный уход, закаливание, полезная пища, прогулки на свежем воздухе - все это составляющие полноценного развития здорового малыша с физической точки зрения. С воспитанием дело обстоит немного иначе, ведь его плоды будут видны только после того, как дети уже вырастут.

Все мамы и папы мечтают воспитать из своего крохи хорошего человека, но для этого следует понимать, какие подходы эффективны, а что бесполезно и может наоборот только навредить. Одним очень важным пунктом в воспитании является наказание, а именно то, нужно ли наказывать ребенка и как правильно это делать.

Когда поднимаются вопросы воспитания и методов наказания, многие родители заходят в тупик

Психологи не советуют бить ребенка ни ремнем по попе, ни по рукам, независимо от проступка. Также некоторые специалисты рекомендуют относиться к малышу как к взрослому и требовать с него соответственно. Такой подход может сработать в возрасте 8, 9 лет и старше, но к ребенку, которому 2-4 года, это просто неприменимо.

Цель наказания и причины непослушания

Какие цели чаще всего преследуют родители, наказывая детей? Для этого у них существует 2 главных причины:

  • желание исправить поведение малыша, чтобы оно подпадало под общепринятые представления взрослых о том, что правильно;
  • попытка объяснить враждебность по отношению к ребенку.

В первом случае взрослые практически всегда терпят фиаско, во втором же наоборот достигают успеха. Это происходит потому что они не знают, как следует наказывать должным образом.

Достаточно распространенная ситуация, когда ребенок не хочет выполнять, имеющиеся правила. Проявление непослушания связано со следующими моментами:

  1. Проверка крохой установленных границ. Они просто необходимы малышу, так как дают ему чувствовать себя в безопасности, однако периодически у него появляется желание испытывать их на прочность - делает он это, прибегая к отказу или просто не слушается. Родителям следует быть к такому готовыми и показывать твердость и непреклонность.
  2. Недостаток внимания. Такое случается, когда родители сильно загружены делами и перестают уделять крохе достаточно внимания или в период серьезных перемен в жизненном привычном укладе, например, переезда или посещения детского сада. В это время ребенок нуждается в дополнительном общении. В противном случае он начнет демонстрировать свое недовольство в виде нежелания кушать, отказа идти гулять и тому подобных капризов.
  3. Чрезмерная возбудимость и агрессивность. Обычно этим страдают дети, проводящие большую часть времени за игрой в компьютерные игры или за просмотром мультфильмов, особенно с элементами агрессии и жестокости - мозг получает слишком большой объем информации, которую неспособен переработать.


Если ребенок проводит за играми на приставке или компьютере много времени, его сознание становится легковозбудимым

Чем грозит отсутствие наказания?

Дорогой читатель!

Эта статья рассказывает о типовых способах решения Ваших вопросов, но каждый случай уникален! Если Вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - задайте свой вопрос. Это быстро и бесплатно !

Согласно утверждениям известного педиатра и автора многих бестселлеров о детях Спока, ребенок со временем должен сам все понять и перенять общепринятые правила. Однако на практике такой подход оказался абсолютно несостоятельным. Естественно с точки зрения ребенка он очень удобен, так как решение всех проблем ложится на плечи родителей, начиная с оберегания от потенциально опасных вещей в младенческие годы и заканчивая финансовой помощью в более зрелом возрасте. Кроме того тебя не ругают, нет никаких наказаний и к тебе относятся всегда доброжелательно. Совсем по-другому на это смотрят родители. Им приходится постоянно сдерживать свои негативные эмоции и копить их внутри. В результате у 99% из ста рано или поздно происходит нервный срыв, тогда весь накопленный негатив обрушивается на ребенка, причем чем дольше терпят родители, тем сильнее будут последствия эмоционального взрыва. Подобное перенапряжение отрицательно отражается на их психическом состоянии.

Бытует мнение, что в конце жизненного пути Спок изменил свои взгляды по отношению к безнаказанности. Он заключил, что наказание является необходимой частью полноценного и гармоничного развития ребенка.

С какого возраста можно прибегать к наказаниям?

Например, японским детям вплоть до трехлетнего возраста позволяют абсолютно все. Такое отношение объясняется тем, что дети начинают воспринимать себя обособленно, как индивидуальность только с 2,5-3 лет. Малыш проявляет все больше самостоятельности, он говорит о себе уже в первом лице. Сигналом о том, что кроха перешел на новый более активный этап формирования личности, может служить фраза вроде «я сам». Более того, в этот период он уже понимает причинно-следственную связь между проступками и наказаниями. Такая вседозволенность имеет под собой все основания, но родители должны обладать колоссальным терпением и умением переключать внимание ребенка.



Японские дети до пяти лет не знают ни в чем отказа - это национальная особенность воспитания

Тем не менее, такой метод не исключает надобности воспитывать малышей до этого срока. Полуторагодовалому или двухлетнему малышу все же не следует разрешать бить, кусать, щипать, причинять боль окружающим, пытаться засунуть пальцы или другие предметы в розетки и в целом совершать нежелательные действия. В совсем юном возрасте намного легче просто перевести детское внимание и занять чем-нибудь другим. Наказанием также может выступать и неодобрение со стороны взрослого.

Важно отметить, что до 5-летнего возраста ребенок многое повторяет за окружающими его людьми. Чаще всего примером подражания для него являются родители, близкие родственники или люди из постоянного круга общения. Каким будет их поведение, так себя поведет и малыш. Наказывать же за собственные ошибки неразумно. Также всегда необходимо объяснять крохе, что хорошо, а что плохо.

В каких случаях нельзя прибегать к наказанию?

В повседневной жизни родители достаточно часто ругают детей по любому поводу, стоит только поведению крохи выйти за рамки желаемого, однако далеко не все проделки заслуживают наказания, ведь определенное баловство и активность являются естественным способом развития для малыша. Попытки исправить это будут только мешать и вредить. Ниже описаны те случаи, когда наказывать ребенка не стоит:

  • Деятельность, направленная на познание мира. Например, кроха пробует на вкус все, что подбирает с пола или на улице, исследует розетки, стремится высоко залезть, рисует на обоях и мебели и тому подобное. Вместо того чтобы ругать кроху, стоит обезопасить самого ребенка и ценные вещи.
  • Особенности, связанные с возрастом. Это неусидчивость, невнимательность и плохая память.
  • Физиология. Сюда относятся проблемы со сном или отсутствие желания кушать приготовленную еду. В подобных ситуациях лучше отнестись к крохе с пониманием и прибегнуть к различным хитростям для достижения цели.
  • Неопытность. Ребенок еще только находится в процессе осознания того, что плохо, что хорошо. Он вполне может толкнуть другого малыша, повторив это за кем-то и не понимая, что так делать нельзя, может забирать без спроса чужие игрушки. Также неумение пользоваться горшком приводит ко многим маленьким неприятностям. Нужно набраться терпения и быть снисходительнее, пока кроха не приучится ходить на горшок.
  • Неосторожность. Сами взрослые не могут все время оставаться чистыми и не испачкаться, а маленький ребенок в 2-3 года тем более при всей своей активности обязательно будет падать, разливать, ронять и пачкать вещи.
  • Проявление чувств. Ревновать к брату или сестре, расстраиваться и не хотеть расставаться, когда мама и папа уходят на работу или ведут в детский сад – это все является естественными эмоциями малыша.


Нельзя наказывать ребенка за эмоции, поскольку их может испытывать любой человек

Как проявлять строгость и при этом оставаться любимым?

Ниже представлены 6 принципов того, как справится с проблемой наказания детей, из популярной книги о воспитании «Не бойтесь быть строгим», написанной Дж. Добсоном:

  1. Установление рамок. Необходимо определить наименее желаемые действия со стороны ребенка и запретить их - укусы, сидение на холодной земле и подобное. Не надо запрещать все подряд. Ребенок нуждается в просторе для игр и своей исследовательской деятельности.
  2. Требование выполнимых задач. Бесполезно просить то, что малыш не в состоянии сделать. Случайно разбитая чашка или порванная футболка – не повод ругаться.
  3. Готовность к конфликтным ситуациям и провокациям со стороны ребенка. Нельзя позволять ему делать себе больно и показывать свою беспомощность. Так легко потерять авторитет в его глазах.
  4. Безответственность не говорит о том, что ребенок не слушается и требует наказания. Нет ничего необыкновенного в том, что малыш может забыть о просьбе и не выполнить указание. Его память еще не настолько хорошо развита по сравнению со взрослой.
  5. Примирение. Исполнив наказание, необходимо снова объяснить, за что провинившийся был наказан. Также важно утешить кроху и уверить в своей любви.
  6. Наказание должно исходить из любви. Прежде чем прибегнуть к наказанию, важно разобраться и сделать верную оценку случившегося, попробовать понять ребенка. Делать это следует в спокойном состоянии, не оскорбляя кроху. Унижение вряд ли способствует воспитанию личности.


Чтобы наказание было оправданным, нужно сначала выявить причины поведения ребенка

Различные способы наказания детей

Есть еще целый ряд принципов в наказании детей согласно Дж.Добсону. Среди них:

  • Наказывать необходимо непосредственно после содеянного. Ребенку будет абсолютно не ясна логика, по которой наказание может последовать через час или даже только на следующий день. За этим последуют выводы, что наказать его могут в любое время и совершенно не имеет значения, как он ведет себя сейчас. То есть теряет какой-либо смысл вести себя хорошо.
  • Наказание должно соответствовать проступку. Лучше заранее определить, как именно наказать за конкретный проступок.
  • Важно объяснять причины запретов, чтобы кроха уловил их суть, а не только испытывал страх последствий, которые влечет за собой непослушание.
  • Поводом для наказания ребенка не должны служить плохое самочувствие, настроение или усталость родителей. Также нельзя наказывать за то, что не находилось под запретом ранее. Например, если малышу, пока он был маленький, не удавалось открыть ящик со столовыми приборами, а теперь он делает это с легкостью, то вначале надо просто предупредить о запрете и объяснить его, только при последующем инциденте прибегнуть к воспитательным мерам.
  • Пренебрежение установленными правилами должно быть всегда наказуемо и желательно одним и тем же способом.

Другие нюансы в наказаниях по Дж. Добсону

Также следует придерживаться следующих принципов:

  • Не надо пугать ребенка наказанием (рекомендуем прочитать: ). Нужно, чтобы ему было понятно, что за неповиновением идет наказание, но оно не должно служить средством запугивания. Это просто заставит проказника быть хитрее и изворотливее.
  • Не используйте в качестве наказания запугивание чужими дядями, тетями, полицейскими, которые придут и заберут непослушного мальчика или девочку - ребенок будет думать, что он не нужен.
  • Избегать критики и оскорблений малыша. Предпочтительнее показывать недовольство или высказывать неодобрение самого проступка или нарушения.
  • Если наказание связано с временным запретом на употребление вкусностей или отбором привилегий, необходимо обязательно уточнять сроки его действия.
  • Игнорирование ребенка сродни физическому наказанию, хотя некоторые школы и воспитательные методики оправдывают подобный суровый метод.
  • Делать выговор крохе желательно один на один, а не при посторонних. Это сохранит его самооценку и психоэмоциональное состояние других детей тоже не пострадает.
  • Все члены семьи без исключения должны выполнять установленные правила.
  • Свод основных правил лучше распечатать или нарисовать вместе с малышом и наклеить на видном месте.


Если ребенок получил определенный запрет, очень важно указать срок окончания его действия

Причины, согласно которым не следует бить ребенка

У многих родителей вполне нормальное отношение к физическому наказанию. Особенно это в порядке вещей для тех, кого били в детстве. В действительности шлепнуть малыша по попе, руке или дать подзатыльник проще и быстрее всего, да и контролировать такую реакцию достаточно сложно. Однако применение силы в качестве наказания неверно по ряду причин:

  1. Связь между крохой и родителем разрывается вследствие физического воздействия. Требования беспрекословного послушания заменяют попытки наладить отношения и понять мотивацию поступков ребенка.
  2. Осознание крохой того, что сила дает возможность наказывать и бить слабых людей. В будущем это может сказаться и на самих родителях, а до этого такие жизненные установки отразятся на других детках, а иногда и животных.
  3. Ожидание новых физических наказаний. Когда ребенок постоянно ждет шлепков по попе и боли, он находится в состоянии стресса, а это чревато энурезом, нарушениями сна, сильной возбудимостью и так далее. В итоге у крохи могут сформироваться небезопасные комплексы и появиться проблемы в развитии.

Некоторые родители и даже психологи считают, что в редких случаях физическое наказание уместно. Связано оно может быть разве что с из ряда вон выходящими факторами - например, если ребенок мучает живое существо.

Проявление лояльности при наказании

Какими же более лояльными методами заменить уже привычные наказания? Например:

  • Не следует отправлять провинившегося кроху в угол, лучше посадить его на диван или стул. Пока он стоит, у него напрягаются многие группы мышц, что мешает ему успокоиться и подумать над тем, как он поступил. Для сидячего наказания можно выбрать конкретный стул, табурет или кресло. Вначале кроха может слазить с места, но необходимо возвращать его обратно. Для малышей лучше ограничить время наказания в соответствии с возрастом: 1год=1 минута. Если правило нарушается повторно, прибавлять еще одну минуту. Наказывая детей в 7-11 лет и старше, надо не просто усаживать их на стул, но и советовать обдумать свой проступок и приходить тогда, когда они поймут, что требуется сделать.
  • В книге психолога Н. Латта «Прежде чем ваш ребенок сведет вас с ума» предлагается использовать для наказания отдельное помещение. В целях безопасности в нем не должно находиться опасных предметов в поле досягаемости ребенком. Кроме того, в комнате должно быть светло, а родитель не должен продолжать ругать и вычитывать малыша из-за двери.
  • Лишить удовольствия или привилегии. К примеру, не давать в течение одного дня любимые конфеты или запретить просмотр мультиков перед сном. Однако не надо утверждать, что подобное наказание навсегда. Во-первых, это маловероятно, а во-вторых, рано или поздно такие обещания вылетают из головы, и взрослый сам дает лакомство или включает мультфильм. В результате у ребенка родитель перестает пользоваться таким авторитетом как раньше. Кроме того, нельзя лишать обещанного - такой метод применим исключительно с привычными радостями. Еще нельзя забирать личные вещи или игрушки малыша, таким образом он может подумать, что ему ничего не принадлежит и не станет заботиться о предметах.
  • Легкое игнорирование истерик. Следует быть поблизости, но не разговаривать и не смотреть на кроху, пока тот не успокоится. После обсудить ситуацию и выяснить, почему он не слушался.

Стул для наказания - замена «углу», такая методика действительно позволяет ребенку успокоиться и подумать над своим поведением

Другие лояльные способы наказания

Ниже описаны дополнительные лояльные меры борьбы с непослушанием:

  1. Позволить сделать то, что запрещено при отсутствии вреда для здоровья. Например, если ребенок будет отнимать игрушки у других детей, с ним просто перестанут играться. Такой метод поможет установить крохе причинно-следственную связь, укрепит авторитет родителей и поспособствует развитию логического мышления.
  2. Использовать веселые наказания за незначительные проступки. Если малыш в обуви забежал в комнату, пусть попрыгает на одной ноге 10-12 раз, говоря при этом, что теперь всегда будет разуваться в коридоре. Детей, которые уже умеют писать, можно заставлять писать правила на бумаге, но и в этом следует знать меру.
  3. Рассказать сказку. Это конечно не совсем похоже на наказание, но зато достаточно легко и ненавязчиво покажет крохе, как в аналогичной ситуации поступать плохо и какие последствия могут быть. Выбрать подходящую историю или мультик можно из уже существующих или придумать самостоятельно. С помощью сказок кроха познает мир и учится вести себя правильно.

Так или иначе, метод наказания ребенка полностью зависит от родителей. Если уверенности в правильности в выбранном подходе нет, всегда можно обратиться к помощи и оценке специалистов, побывать на консультациях у психологов, почитать соответствующие книги или просто посмотреть видео в интернете, посвященные этому вопросу.

Ох, уж эти непослушные детишки! Сколько нервов они забирают у своих родителей, сколько гневных окриков выслушивают в свой адрес и как много шлепков получают по своим неугомонным попам.

Любой маме (и папе) хочется, чтобы их ребенок был «идеальным», нормально себя вел и мгновенно исполнял «приказания» и просьбы. Но это все мечты, так как на деле дети не только не слушаются родителей, но и пытаются противиться их воле.

Как научить пресекать непослушание малыша «на корню»? Какие методы наказания можно использовать в процессе воспитания, а какие лучше никогда не применять? Наконец, как правильно наказывать ребенка и можно ли добиться того, чтобы он беспрекословно вас слушался?

Стили воспитания

Послушание ребенка — это результат модели воспитания, которую к нему применяют. Психологи различают:

  • авторитарный стиль, полюбившийся современным мамам и папам, при котором воля малыша активно подавляется родителем;
  • демократический стиль, который заключается в том, чтобы давать ребенку право голоса и включать его в общественную деятельность;
  • смешанный стиль, сопровождающийся как затягиванием «гаек», так и их послаблением.

Почему дети не слушаются?

Большинству родителей кажется, что дети их не слушают просто потому, что не хотят этого делать или показывают характер. На самом деле причин для непослушания у ребенка очень много.

Им непонятно

Прежде всего, дети не понимают, любят ли их, раз постоянно кричат? Что нужно сделать, чтобы у мамы перестала идти ртом «пена», а у отца дергаться глаз? Малыш теряется под гнетом бесконечного крика и не знает, как ему поступить, ведь отказаться от него за то, что он не доел рисовую кашу — это же невозможно в принципе?

Им не нравится манера разговора

«Не будешь слушаться, поймешь, что будет!», - не это ли слышат дети, когда их родители выходят из себя? Но если в ребенке живет лидер, он не станет принимать на себя чей-то авторитет (тем более, такой нервный). Послушание в этом смысле противоречит его натуре и с таким малышом лучше договариваться, а не подавлять его.

У них слабая нервная система

Случается, что ребенок просто не в силах взять на себя ответственность, потому ему легче идти за кем-то, а не решать что-то самостоятельно. Такими детками довольно легко управлять, но вот положиться на них — дело из области фантастики. Кроме того, эти малыши нуждаются в безоговорочной поддержке и контроле.

Они имитируют послушание

Назовем это «откупом» за возможность творить то, что хочется: малыш делает вид, что он слушается, а на деле оказывается, что это совершенно не так. Двойная жизнь, которую ведут дети — это их модель общения с бескомпромиссными родителями.

Вы оскорбляете или унижаете их

Спросите себя: ставите ли вы в пример ребенку более послушную соседскую девочку? Если да, то душа вашего малыша истерзана постоянными сравнениями и он просто не хочет испытывать эти унижения.

Уделяя все свое внимание «важной» задаче и работая над ней часами, дети раздражают своих родителей, считающих, что они в это время могли бы заняться чем-то более нужным. Но ребенку просто не интересно это положение вещей и на повышение вашего тона по этому поводу он реагировать не станет.

Они слишком послушные

Дети, у которых подавлены эмоции, не в состоянии восстановиться самостоятельно. Под родительским гнетом они забывают о себе и о том, что такое — радоваться, когда хочется, или плакать, когда больно.

Наказания: нужны ли они?

Что же делать, если ребенок не слушает вас? Можно ли ругать его и как именно? Стоит ли добиваться моментального исполнения приказов или лучше оставлять выбор за ребенком?

Дорогие родители, наказывать детей нужно обязательно, просто стоит адекватно воспринимать и применять на практике это слово - «наказание». Ведь некоторые поступки ребенка бывают совсем уж аморальными (он не просто не съел кашу, а вылил ее на голову прохожего) и несут опасность для жизни окружающих.

Всех ли подряд?

С девочками, возможно, в некоторых случаях стоит обходиться стоит более мягко, а вот наказывать ребенка - сына стоит в соответствии со всей строгостью «закона».

Выбираем в наказание в зависимости от возраста

Если вы будете ругать малыша, которому еще и трех лет не исполнилось, это не принесет никаких плодов. В результате он сможет понять только то, что вы его не любите. Да, он осознает, что игрушка сломалась, а краска пролилась на скатерть, но ребенок не связывает воедино эту «ситуацию» и «ее виновника».

2 года и младше

Если вашему ребенку 2-2,5 года, просто объясняйте ему, что случилось и почему нельзя так поступать. Пожурите его и покажите на собственном примере, как нужно было сделать.

Дело в том, что плохое поведение ребенка в этом возрасте — это самоутверждение, следствие недостатка внимания со стороны родителей или «месть» за то, что они не выполнили обещанное.

3 года и старше

Когда малыш станет старше (3 года и больше), можете начинать его воспитывать, но только без крика. Старайтесь рассказать чаду о его плохом поведении в спокойной манере, объясните, в чем он не прав, и что ему нужно делать, чтобы не огорчать вас.

Через некоторое время ребенок впитает в себя полученную информацию и с легкостью будет отличать плохие поступки от хороших.

Техника правильного наказывания

Нельзя одинаково наказывать ребенка за пролитый компот, полученную двойку или несогласованное отлучение из дома на несколько часов. Ругать его за мелочи — это значит, нарушить баланс наказания: ребенок просто запутается в том, что есть крайне нехороший поступок, а что — маленькая провинность.

Не лишним, если не сказать, что обязательным, будет факт «разбора полетов»: вы должны понять, почему он так себя повел. Например, он получил плохую отметку не потому, что не выучил урок, а потому, что недавно перешел в новую школу и просто не успел адаптироваться к новому учителю и его методу преподавания.

Вам необходимо осознать, что подобные стрессовые ситуации напрямую влияют на поведение ребенка и вы, как родитель, должны помочь ему поскорее решить проблему, а не кричать на него или ставить в угол.

Каким может быть наказание и можно ли его применять?

«Рынок наказаний» довольно обилен в предложениях, потому нужно четко осознавать, какими методами воспитания ребенка можно пользоваться (и когда), а к каким прибегать не стоит и в самых крайних ситуациях.

Позор

Унижать самолюбие ребенка и позорить его личное достоинство — это худший вариант развития событий. Ребенок обязательно запомнит публичное унижение и в будущем его обида вырвется наружу.

«Ярлыки» и обзывания

Ни при каких обстоятельствах нельзя обзывать ребенка грязными и обидными словами: «тупицей», «неумехой» и тем боле «дрянью». Это влияет на его самооценку и отдаляет от любимых родителей на огромное эмоциональное расстояние.

Игнорирование

Очень часто родители провинившегося ребенка прибегают к методу «игнора»: они будто бы не замечают его, не говорят с ним и избегают любого контакта.

Необходимо понимать, что такая модель наказания может быть эффективной лишь тогда, когда между малышом и его родителем есть тесная эмоциональная связь, которую потерять ребенок крайне боится.

Авторитарный приказ

Знаменитое стояние в углу, «на горохе» и иные типы ограничения свободы. Прибегать к таким наказаниям лучше всего тогда, когда ребенок действительно натворил дел и его действия привели (или могут привести) к серьезным последствиям. Например, он подрался с другим ребенком или залез на высокую крышу, с которой мог и упасть.

Ограничение прав

Заключается в том, что родители просто запрещают малышу делать то, что он любит: играть в приставку или сидеть за планшетом, гулять на улице или встречаться с друзьями.

Применять этот тип наказания можно в случае, если вы заранее договорились с ребенок о правилах поведения. Нужно, чтобы малыш понял: если он их нарушит, за этим последует наказание.

Лишение вкусностей

Сюда можно отнести и лишение чада всевозможных сладостей (мороженого или шоколада), игрушек (если он их разбросал их по дому и не хочет убирать) и похода в кино. Расскажите в деталях правила «игры», чтобы малыш понимал, за какие проступки он будет лишен этих удовольствий.

Словесное наказание

Словом можно убить — это вы знаете? Потому, начиная спорить с малышом и доказывать свою правоту, никогда не говорите ему, что не любите его больше, что стыдитесь, что проклинаете день, когда он...

Наверное, не нужно объяснять, почему нельзя прибегать к такому типу «наказаний».

«Правильное» наказание словом - всегда ли оно срабатывает?

В идеале родители хотят, чтобы ребенок принимал в наказание строгий разговор с небольшим повышением тона. Это обычная ситуация для тех семей, в которых атмосфера дружелюбная и спокойная, а любое повышение тона уже воспринимается ребенком, как «красный свет».

Но если в семье принято говорить громко или ругаться, то малыш просто не среагирует на крики. Потому очень важно научиться разговаривать с ним спокойно и ругать только по поводу действительно серьезных нарушений.

Физическая сила: в каких случаях она оправдана?

Самый последний аргумент в борьбе за послушание — применение силы. Его нужно использовать только тогда, когда были испробованы все доступные способы воспитать ребенка, но ни один из них не принес пользы.

Когда физические наказания недопустимы?

Вам нужно понять, что физически наказывать за непослушание нельзя:

  • подростков (это очень сильно влияет на их самооценку);
  • детей, которые ведут себя не совсем корректно, потому что больны (например, у малыша энурез и он описал кровать, а вы бьете его за это по попе);
  • малышей, которые очень устали и хотят спать;
  • ребенка, который недавно пережил травму.

Что можно сделать вместо наказания?

Досчитать до десяти!

Многие мамы и папы, сорвавшись на малыше, корят себя за то, что не смогли сдержаться. Ведь и наказывать то было не за что — подумаешь, он всего лишь разлил стакан воды! Придя в себя, родители мучаются случившимся, но изменить ситуацию уже не могут: попа набита, а ребенок стоит в углу и рыдает.

Чувство вины заставляет их заглаживать свой «проступок», покупая малышу подарки, что крайне негативно влияет на систему воспитания.

Лучше всего, если вы увидели что-то «страшное» вроде разлитого стакана воды — сосчитать до десяти. Потратив на это около пяти секунд, вы заметите, что гнев куда-то ушел, а все обидные слова «застряли» в горле и говорить их совершенно не хочется.

Простить

Иногда ребенка стоит сразу же простить за то, что он натворил. Но это значит, что никогда после этого вы не должны напоминать ему о содеянном (простить — это означает забыть).

Если же вы настаиваете на том, чтобы ребенок сам попросил у вас прощения, помните: он должен понимать, почему он это делает и за что. Как он поступит в другой раз? Если ответ вас устроил, значит, вы делаете все верно.

Умейте просить прощения сами, особенно, если вы действительно были неправы.

Поощрить

Важно не только верно наказывать ребенка, но и уметь поощрять его за хорошие поступки, ведь невозможно терпеть одни «неприятности» без ощущения действия «пряника». Хвалите ребенка всякий раз, как он сделает что-то правильно или выполнит вашу просьбу, пусть и не очень трудную.

Какие методы наказания предпочесть?

Вы можете:

  • выписать ребенку «штрафные работы»: пусть он уберет мусор, помоет посуду, почистит запачканный им ковер;
  • рассказать ему сказку о том, как маленький непослушный мальчик натворил плохих дел и что ему за это было;

  • ограничить свободу: поставить в угол или посадить на стул;
  • лишить его чего-то хорошего: игры на ноутбуке или мороженого;
  • использовать метод «самонаказания»: пусть он разольет стакан воды на себя;
  • говорить с ним строго или немножечко покричать, но помнить о рамках;
  • сердито посмотреть на него;
  • объяснить, в чем малыш не прав, особенно, если его проступок был совершен впервые.

«Двойка» по поведению

Помните, что наказать малыша за плохое поведение - это не значит совершить акт проявления жестокости, а попытаться добиться осознания неотвратимости. Ребенок должен понимать, что если он что-то натворит, его обязательно накажут.

Если ребенок подрался

Если малыш защищался в драке и дал сдачи обидчику, не стоит сильно ругать его за это. Но когда малыш полез в разборки первым, стоит строго поговорить с ним и узнать, почему так случилось.

Ведь иногда даже мы, взрослые, конфликтуем с другими людьми, которые не понимают ничего, кроме «силового приема». Возможно, ваше чадо просто пыталось отстоять свои границы. Однако правила ведения «боя» вам обязательно нужно ему объяснить.

А если с девочкой?

Если ваш сын побил девочку, вы должны объяснить ему, что делать этого нельзя даже тогда, когда она не права. Ведь, наверняка, малышка слабее его физически и не может дать сдачи.

И даже, если девочка не меньше, а дальше больше габаритам, чем ваш сынишка, это не повод пускать в ход кулаки. Объясните малышу, что умение находить словесные аргументы и выходить из ситуации без драки - гораздо более цивилизованный способ решения проблемы, который очень пригодится ему во взрослой жизни.

Наказываем за обман

Если ребенок обманул вас и вы это поняли, не стоит сразу же пускать в ход ремень или удары по попе. Это не оправдает ваших ожиданий, а малыш, скорее всего, просто обозлится.

Лучше всего за вранье будет лишить малыша родительской ласки или объявить ему «кратковременный бойкот». Любой ребенок почувствует это наказание сполна.

Если же вы решите проучить малыша и ограничить его свободу, можете просто посадить ребенка на стул. Пусть он подумает о своем поведении минут 10: поверьте, этого времени ему хватит, чтобы устать и понять, в чем он был неправ.

Наказываем за воровство

Если ребенок взял что-то без спроса, обязательно поговорите с ним, чтобы выяснить, что толкнуло его на этого. Не спешите ругать малыша за плохое поведение, а лучше спросите, что было бы, если бы у него кто-то забрал любимую игрушку?

Затем сразу же объясните: так поступают только самые плохие люди на свете, которые не ценят других и их чувства.

«Плохой» пример

В этой же ситуации вы можете показать принцип заповеди «Не укради» на практике: спрячьте его игрушку, когда малыш отвлечется от нее. Когда он обнаружит пропажу, скажите, что она исчезла потому, что он сам берет чужие вещи без спроса.

Не видите раскаяния? Забирайте втайне его игрушки и вещи до тех пор, пока не заметите в его глазах искреннее сожаление по поводу своего поведения.

Социальная демонстрация

Объясните малышу, что дети просто перестанут с ним играть, потому что будут бояться, что он у них что-то украдет. Потом над ним станут насмехаться другие люди, а в конце концов его посадят в тюрьму.

Последняя фраза применима только к воспитанию детей старше 10 лет. Если ваше чадо младше, скажите ему, что если он будет и дальше воровать, то его посадят в такое место, откуда нельзя будет выбраться. А еще там будут жить только злодеи, отбирающие у других вещи без разрешения. Поверьте, ему это точно не понравится.

1727

Как наказать ребенка за плохое поведение. 5 правил воспитания. Как правильно наказывать ребенка, не травмирую психику. Личный опыт, полезные советы, нетривиальные способы.

Наказание - важный инструмент в воспитательном процессе и формировании личности ребёнка. Но правильно ли мы понимаем значение этого слова? В первую очередь, это наставление, о чем многие родители забывают, используя телесную форму наказаний, которые, по мнению Ушинского, показывают "несовершенство искусства воспитателя", т. к. "основываются на одном страхе, чувстве боли". В качестве же профилактики нарушений поведения он предлагал " разумно устроенную деятельность", где нет места скуке. Именно скука - источник многих детских пороков, по мнению известного педагога. Ю. Гиппенрейтер так же пишет, что проявления плохого поведения можно минимизировать или вовсе их избежать, если соблюдать

5 правил воспитания

Напомним их:

  1. Будьте примером счастливого и успешного человека для своих детей.
  2. Давайте ребёнку свободу в развитии.
  3. Позвольте ребёнку учиться на своих ошибках.
  4. Не превращайте учебу в обязанность.
  5. Отпустите ситуацию.

Однако до сих пор некоторые родители лупцуют своих детей и находят тому "обоснованные" оправдания.

Физическое наказание детей воспитывает в них неуверенность в себе, лживость, трусость, недоверчивость, склонность к агрессии, озлобленность, жестокость и эмоциональную черствость. По отношению к беззащитному ребёнку подобные карательные меры являются насилием! Это ошибочное мнение, что наказание должно вызвать отрицательную эмоцию, и тогда ребёнок впредь не станет так себя вести.

Наказание - это прежде всего сигнал о нарушении установленного правила, социальных норм, оговорённого порядка.

Смысл его - сделать более весомыми слова взрослого, подчеркнуть их серьезность.

Конечно, наказание может расстроить ребёнка, но смысл не в том, чтобы заставить его испытать страх или обидеть, а в том, чтобы заставить задуматься над своим поведением, осознать, что именно он сделал не так и почему это плохо. Родитель в таком случаем- блюститель установленных правил и защитник моральной ценности, а не диктатор, а само наказание предполагает сознательность ребёнка в формировании его личности, а не направлено на получение мнимого результата.

Самый ценный вид наказания есть следствие проступка. В этом случае ребёнок наказывает сам себя, учителем становится жизнь.

В новогодние каникулы у нас было запланировано мероприятие с посещением спектакля, и в день Х старший сын устроил с младшим догонялки. Несколько раз малыш спотыкался и больно падал, и я просила прекратить игру. В конце концов, подгоняемый старшим, он с разбегу врезался в ребро стены, и на лбу появилась огромная шишка и стала расти. Первая (и естественная) реакция - крикнуть что-то вроде "Я же тебе говорила! Посмотри, что ты натворил?! Никакой тебе елки!" Но я видела, что сын и без того расстроен и напуган. Было решено папу отправить с маленьким в травмпункт, а мы поехали на представление. Старший был обескуражен, что ему "не досталось" и все время интересовался, как Федя. "Жаль, что Федя не может поехать с нами... Это я виноват, да, мам?" Этот случай стал сыну хорошим уроком.

Самым же распространённым типом наказания является условное следствие проступка. Формула их знакома всем: "Если ты не..., то я..." Если ты не сделаешь уроки, отец отключит интернет. Если ты сейчас не уберешь свою кровать, никакой прогулки. Такие наказания неизбежны, но надо понимать, что они малоэффективны, поскольку не берут в расчёт сознательность самого ребёнка.


Какие же существуют "правильные" способы наказания?


В конце нашей статьи резюмируем важные правила наказания:

  • наказание нельзя пропускать или надолго откладывать.Ребёнок нарушил правило или плохо себя вёл- следует наказание в той или иной форме.
  • наказание должно быть адекватно проступку, его задача- обратить внимание на нарушение, а не покарать.
  • наказание не должно унижать ребёнка.
  • наказание не должно сопровождаться криком, оскорблениями.
  • наказание должно быть объяснено ребёнку! Он должен понимать смысл недовольства родителя и знать, за что наказан.
  • физическое наказание недопустимо. О его вреде мы подробно писали выше.
Автор - Сидоренко Анна, мама троих детей.

Виды наказания, по мнению психологов, должны отличаться в зависимости от возраста ребенка и тяжести его проступка.

  • Разумнее всего начинать наказывать малыша за непослушание с трех лет. Делать это раньше просто не имеет смысла. В раннем возрасте все дети очень подвижны, поэтому нечаянно разбить любимую вазу мамы или разрисовать рабочие документы папы – вполне обычное дело. Однако это не повод кричать и, тем более, бить ребенка. Таких мер вообще не стоит применять к детям. Здесь очень важно проявить сдержанность и, опускаясь на уровень ребенка (это важный момент равенства), спокойно объяснить неправильность его поступка.
  • К детям школьного возраста психологи рекомендуют применять наказание за непослушание в виде временной изоляции. Это предполагает выделение особой зоны в доме, в которую отправляют ребенка для обдумывания своего поведения. Наказание должно длиться не более часа. При этом, разумеется, запрещается контактировать с непослушным чадом, давать ему игрушки и гаджеты.
  • Сложнее дело обстоит с подростками. В пубертатный период дети настроены довольно агрессивно к нотациям родителей и всего мира. Они стремятся быть свободными, пробовать что-то новое. Отвечать агрессией на агрессию бессмысленно. Важно понимать, что трудный подросток в эмоциональном запале вряд ли будет вас слушать. Поэтому нужно дать ему (и себе заодно) «остыть». А затем попробовать все же поговорить с ним, приводя весомые аргументы того, как и почему следует поступать. Если этот метод не поможет, то следует попробовать домашний арест. В самых крайних случаях рекомендуется обращаться к специалисту.
  • Все детские проступки следует разграничивать на невинные шалости и серьезное непослушание. Так, например, последствия разбитой вазы ничтожно малы по сравнению с кражей денег у родителей. В первом случае можно обойтись простой разъяснительной беседой, во втором же можно применить сокращение карманных денег или тот же домашний арест.
  • Не стоит делать это прилюдно. Наказание – это дело исключительно родителей и ребенка. В противном случае вы просто унизите свое чадо, что вызовет еще большее упорство и обиду на вас.
  • Нельзя своего ребенка сравнивать с другими. В результате вы можете получить не хорошее поведение, а неуверенность в себе.
  • Уборка и выполнение школьных уроков – это основные обязанности ребенка. Ими нельзя наказывать! Иначе выработается нежелание заниматься этими делами и, как следствие, снизится успеваемость в школе, появится лень.
  • При решении наказать малыша бойкотом, следует держаться до конца. Точнее до момента, пока он не признает себя виноватым и не извинится.
  • Не используйте частицу «не» при формулировке требований и правил. Например, фразу «Не садись за стол с грязными руками» лучше заменить «Перед едой нужно мыть руки». Проще говоря, не запрещайте ребенку, а объясняйте ему, как правильно делать.
  • При наказании все члены семьи должны придерживаться одной линии поведения. Ни в коем случае нельзя допускать жалости со стороны одного из родителей. В этом случае вы воспитаете психологического хамелеона, а сам урок не будет усвоен.
  • Следует соблюдать четкий баланс. Нельзя постоянно наказывать ребенка без проявления вашей любви и ласки к нему. В результате ребенок будет расти тревожным, запуганным, постоянно сомневаясь, что хорошо, а что плохо. В то же время нельзя и игнорировать шалости малыша. В этом случае, наоборот, можно воспитать бунтаря и хулигана.

Казалось бы, не наказывать детей - невозможно. Ведь наши отпрыски не всегда ощущают границы дозволенного. И кто как не родители должны регулировать их поведение. Но где эти границы и где рамки наказания или поощрения, проложенные для нас, взрослых?

С одной стороны, если наказать ребенка и перегнуть палку, у малыша может остаться глубокая психологическая травма на всю оставшуюся жизнь. А с другой…

В Швеции был такой случай: одной семейной паре не разрешили усыновить кроху, потому что супруги никогда не ссорились. И служба опеки сделала вывод, что такие родители не смогут объяснить ребенку, «что такое хорошо и что такое плохо».

Статистика показывает, что ремень в руки берут те родители, которых в детстве так же воспитывали, применяя физическое наказание. Не повторяйте этих ошибок!!!

А в Японии, например, вообще принято не наказывать кроху до тех пор, пока ему не исполнится 3 года. До этого момента малышам дозволяется все. Но как только маленький именинник задует три свечки на праздничном торте, его жизнь будет подчинена строгим правилам, которые предусматривают и наказания за непослушание.

Если предположить, что наказание необходимо, то почему мы часто совершаем ошибки в этом вопросе? Почему дети вырастают и припоминают нам то, как мы «накричали на них при всех», как «ни за что поставили в угол»? Я до сих пор помню, как в детском саду воспитательница, не разобравшись, кто устроил шабаш во время тихого часа, накрыла меня с головой одеялом. И села рядом так, чтобы я не могла выбраться. Она наказала меня, но от этого ситуация не исправилась.

А смысл порицания - в его эффективности. В том, чтобы ребенок больше не захотел совершать проступок. И, главное, действительно понимал, что это плохо. Ведь многие дети не делают чего-либо (при вас) только потому, что боятся быть пойманными, наказанными. А не оттого, что осознают неблагородность своих намерений.

От кнута до пряника…

Каким может быть наказание? Ни в коем случае не физическим. Отругать, оскорбить, высмеять - тоже не годится. Физическое и моральное наказание унизительно и действительно навсегда остается в памяти человека. И никакие «меня в детстве ремнем воспитывали, ничего, вырос человеком» вас не оправдывают.

Ударить - значит, показать свою слабость. Значит, дать понять, что слова имеют меньшее значение в сравнении с крепким кулаком. Может, именно так у многих потом формируется пресловутое «кто сильнее, тот и прав»?

Наверно, самое страшное наказание для любого ребенка - это неприятие его родителями. Поэтому если после неблаговидного проступка малыша вы покажете, что он вас очень огорчил, что вы можете разочароваться в нем - это возымеет свое действие.

С детьми младшего и среднего школьного возраста следует много, долго и упорно разговаривать, «разжевывая» то, почему плохо обзываться, завидовать, брать чужое, обманывать… В этом возрасте у детей вырисовываются самые главные жизненные ориентиры. Если ребенок оступился, попросите его некоторое количество раз написать на листе бумаги: «Я буду честным, добрым…» Такое упражнение очень полезно, потому что информация буквально «записывается» в подкорку.

Многие родители наказывают лишением чего-либо (просмотром мультика, походом в кино). Это не совсем правильно. Если вы пообещали сходить зоопарк и в итоге не сделали этого - минус вам. С другой стороны, если вы лишите его лишней пиццы - ничего страшного не будет. У маленького человека должно формироваться понимание того, что он может потерять что-то ценное, совершив плохой поступок.

Последствия безнаказанности

Многие родители искренне считают, что их-то дети уж точно ни в чем не виноваты. Можно услышать оправдания: «он же маленький», «он не нарочно», «его заставили в этом участвовать»… Неправильно верить в безоговорочную невиновность своего ребенка всегда и во всем. Снимать с дочки или сына ответственность за их поступки - значит, воспитать в них инфантильность и моральную трусость.

Находите в себе силы признать, что ваш ребенок ошибается и способен причинить кому-то боль.

Шесть полезных правил

  • Не рубите сплеча. Разберитесь досконально в ситуации. Действительно ли ваш ребенок виноват? И если да, какова его доля вины?
  • Не наказывайте детей просто потому, что у вас плохое настроение.
  • Не пугайте детей наказанием, это прошлый век. Боязнь наказания способствует развитию изворотливости (как сделать так, чтобы никто не заметил и не отругал?).
  • Не отходите от своих правил. Если вы считаете некое поведение чада неприемлемым (например, грубить старшим), то ругайте за это всегда. Для формирующейся психики маленького человека очень вредно, когда за один и тот же поступок его то наказывают, то нет.
  • Прежде чем наказать (поставить в угол, посадить «думать о своем поведении»), всегда объясняйте чаду, почему вы вынуждены это делать. Что вам не понравилось? Что ребенок сделал не так? Почему это плохо? И как нужно было бы поступить?
  • Запомните, слово - лучшее оружие, которое у вас есть. Будьте терпеливы в процессе воспитания, а главное - любите ребенка со всеми его ошибками и промахами.