Можно ли заходить в церковь в брюках. Можно ли в церковь в брюках женщине? Брюки как мужская одежда

Глава Отдела внешних церковных связей Московского патриархата архиепископ Волоколамский Иларион призвал служителей терпимо относиться к одежде прихожан.

Владыка с сожалением указал на случаи, когда молодые люди в неформальной одежде и девушки в брюках, приходящие в храм для того, чтобы «встретить понимание и сочувствие, вместо этого встречают окрики и ругань». Он назвал такое отношение «болезнью, с которой надо бороться». Об этом сообщает сайт Отдела внешних церковных связей РПЦ.

— Наши приходы и епархии в Западной Европе вообще не знают таких запретов в отношении женской одежды, — сказал Иларион. — Уже более 80-ти лет и в России, и на Западе производятся женские брючные костюмы, поэтому называть брюки чисто мужской одеждой уже никак нельзя… Господь смотрит на сердце человека, а не на его платье, — выразил уверенность архипастырь.

После этого заявления почему-то вспоминается конец 80-х, когда перестройка распахнула границы полчищам западных проповедников всех мастей. На их фоне православные батюшки выглядели, прямо скажем, бледновато, поскольку руководство РПЦ тогда строго придерживалась своих канонов. Не поощрялось церковным начальством и даже каралось участие служителей культа даже в спортивных мероприятиях, не говоря уже о светских вечеринках и т. п.

Но, похоже, ситуация изменилась. Батюшки теперь вовсю проповедуют в рок-клубах, гоняют с байкерами на мотоциклах, прыгают с парашютом и обучают детишек в спортзалах основам каратэ…

Корреспондент «СП» попытался выяснить, какой отклик нашел призыв архиепископа Волоколамского Илариона у служителей православной Церкви

Роман Силантьев, директор Правозащитного центра Всемирного русского народного Собора.

«СП»: — Помимо платка и брюк, какие еще церковные каноны можно не соблюдать?

— Например, устарел, на мой взгляд, запрет на употребление лекарств, изготовленных иудеями. Фармацевтика Израиля сегодня — одна из передовых в мире. Или вот — запрет делить трапезу с инаковерующими. В этом случае, вообще можно умереть с голоду и забыть о посещении столовых, кафе и ресторанов. Кроме того, есть канон, согласно которому, человек, пропустивший три церковные службы без уважительной причины, отлучается от церкви. Он явно устарел.

«СП»: — То есть любые «железные» правила могут рано или поздно меняться, но не вредит ли это вере?

— Жизнь не стоит на месте, и любые каноны в зависимости от времени и обстоятельств могут меняться. Например, в Иерусалиме верующие несут в церковь пальмовые ветви, а у нас — ветви вербы. Это пример адаптации канонов без изменения сути веры. Решает такие вопросы в первую очередь сама Церковь. И вообще за две тысячи лет с рождества Христова в Церкви произошло очень много изменений — и в культовой практике, и в облачениях, и во многом другом. Например, нет ничего общего в облачении архиерея пятого века и 21-го… Но при этом Церковь, стараясь приблизить каноны к современной жизни, не отменяет никаких вероучительных правил.

о.Сергий (Рыбко), священник:

— В писании сказано, женщина да не приемлет на себя образа мужеского, а мужчина — женского. Здесь, однако, речь идет далеко не о брюках или иных вещах гардероба. Все гораздо глубже. В прежние времена на Востоке все ходили в туниках, а на Руси все это истолковали так, что нельзя в Храм заходить в брюках. Глупость, конечно. К тому же, существует деление — женские брюки, мужские. А, например, за Полярным кругом без брюк вообще не походишь.

«СП»: — Илларион, как можно понять, призывает служителей Церкви терпимо относиться к одежде прихожан. Но чаще приходится сталкиваться с тем, что замечание молодым девушкам, приходящим в церковь в брюках и без платков, делают сами прихожане?

— Подобные конфликты из-за платков и платьев случались и у нас в храме. Особенно отличались две бабушки. Пришлось их предупредить, и даже погрозить удалить из храма. Они, в конце концов, успокоились. Но надо заметить, что бабушки — это все же особая категория.

«СП»: — В каком смысле?

— Несмотря на свою седину и старость, многие из них сами не так давно пришли в Церковь, и у них еще не сформировалось понимание того, как надо себя вести в храме. К тому же многие из них воспитаны были все же еще комсомолом, который заставлял всех ходить строем. Отсюда и попытки построить других людей. Думаю, в этом основная причина такого поведения. Согласен, они хотят, как лучше, но получается — как всегда.

«СП»: — После такого заявления Илариона остается в силе пословица: со своим уставом в чужой монастырь не ходи?

— Один покойный батюшка так рассказывал мне о своей прихожанке. Вначале она заявила, что на службу будет приходить, но вот целовать руку священнику отказалась. «Ну, хорошо, не целуй», — ответил он ей. «И на колени вставать не буду». «Не вставай». Но прошло короткое время, и прихожанка и на колени стала вставать, и руку целовать… Просто человек не сразу все понимает и осознает. В священном писании сказано, что некоторых надо вначале молочком кормить, а когда окрепнут — давать твердую пищу. Но повторяю, не самое главное — в брюках ты пришла или без платка. Есть вещи более важные.

«СП»: — В каких приходах нарушения канонов распространены чаще — в городских или сельских?

— Мне кажется, больше проблем возникает в деревнях, где храм посещают в основном старушки. А когда заходит туда помолиться какая-нибудь дачница, ее начинают учить уму разуму. В Москве же к одежде уже давно относятся спокойнее. Хотя, конечно, есть и священники, которые думают так же, как старушки. Вообще Церковь должна всегда искать индивидуальный подход к каждому человеку и обстоятельствам его жизни. Например, во время поста необходимо снисхождение к путникам и болящим, а если сейчас начать соблюдать пост по уставу, то для многих он окажется, вообще неисполним. В то же время, у греков вообще нет такого, чтобы целый день не есть, и это — только русский «прибамбас». Но есть вещи, к которым не может быть никакого снисхождения.

«СП»: — Какие?

— Измены Церковь не приемлет.

Кстати

Василий Великий в 91-м правиле своего творения о Св. Духе, говорит:

«Из соблюдаемых в Церкви догматов и наставлений мы имеем некоторые в письменном виде, а некоторые приняли от апостольского предания — по преемству в тайне. Те и другие имеют одну и ту же силу для благочестия, и этому никто, даже малосведущий в церковных установлениях, не станет перечить. Ибо, если отважимся отвергать неписанные обычаи, как маловажные, то непременно повредим Евангелию в самом главном, и от апостольской проповеди оставим пустое имя без содержания…»

Сколько лет женщины в России носят брюки, столько же существует стереотип - «в храм Божий в брюках нельзя». Для кого-то из дам это становится предлогом не заходить в церковь вообще, или, по крайней мере, долгие годы, для других - перед входом в храм повязывать вокруг джинсов шаль, для третьих - ходить в юбке всегда: хоть в поле копать картошку, хоть в лес по грибы, а на «грешниц в брюках» поглядывать свысока.

Как же относится православие к женским брюкам на самом деле? Этим вопросом прихожанки до такой степени замучили своих пастырей, что даже одному из высших иерархов Русской церкви, главе Отдела внешних церковных связей митрополиту Илариону, пришлось отвлечься от вопросов богословия и церковной политики, чтобы разобраться в особенностях современной моды и дать ответы в нескольких радио- и телепередачах. «Если женщина пришла в церковь без платка или в брюках, то никто не вправе ни из прихожан, ни из клира грубо указывать на это», - заявил он полтора года назад в эфире «Русской службы новостей». Владыка Иларион также отметил, что традиция надевать на богослужение юбку и платок - "не универсальная" для всех поместных церквей и, например, в Западной Европе "не только не соблюдается, но было бы даже немыслимо заставить, например, во Франции надеть женщину юбку - это значит, что она должна выглядеть как мусульманка".

Тем не менее, при входе во многие храмы и монастыри Московского Патриархата можно увидеть объявления типа «Женщинам в брюках вход воспрещен» или «Не подобает христианке носить брюки». Часто они сопровождаются цитатой из Ветхого Завета: «На женщине не должно быть мужской одежды, и мужчина не должен одеваться в женское платье, ибо мерзок пред Господом Богом твоим всякий делающий сие» (Второзаконие, глава 22, стих 5). Противники брюк как предмета женской одежды также любят ссылаться на постановления Шестого Вселенского и Гангрского соборов, которые также запрещают женщинам носить мужскую одежду.

А теперь подумаем логически: являются ли брюки исключительно мужской одеждой в наши дни, когда выпуск этого предмета одежды специально для женщин происходит уже более 80 лет, а юбку или платье в уличной толпе можно увидеть от силы на одной женщине из десяти? И что за явление, собственно, было осуждено законом Моисея и соборными правилами?

В 62-м правиле Шестого Вселенского собора, которое любят упоминать в объявлениях из серии «посторонним вход воспрещен», сказано: «...в честь богов, ложно так Еллинами именуемых, мужеским или женским полом производимыя плясания и обряды, по некоему старинному и чуждому Христианскаго жития обычаю совершаемые, отвергаем, и определяем: никакому мужу не одеваться в женскую одежду, ни жене в одежду мужа свойственную; не носить личин комических, или сатирических, или трагических». Речь здесь идет о языческих ритуалах, в ходе которых люди придавали себе вид, свойственный противоположному полу, мужчины играли роли женщин, а женщины - мужчин. Сегодня это назвали бы парадом трансвеститов. Но сегодня вы ведь не принимаете женщину в брюках за мужчину, не обращаетесь к ней «молодой человек»?

А вот 13-е правило Гангрского Собора, якобы тоже запрещающее женские брюки - это совсем другая тема. Оно гласит: "Аще некая жена, ради мнимаго подвижничества, пременит одеяние, и, вместо обыкновенныя женския одежды, облечется в мужскую: да будет под клятвою". На том же соборе были осуждены ереси Евстафия и его последователей, которые практиковали ложный аскетизм. Они верили, что те, кто живет в браке, не спасется, бросали своих жен и мужей, постились в воскресные дни, а употребление в пищу мяса отвергали в принципе. Женщины-евстафианки коротко стригли волосы и носили мужскую одежду, и это правило было написано конкретно против них. Сегодня их аналогом могла бы послужить секта каких-нибудь убежденно одиноких и агрессивно настроенных дам, которые бреются наголо, носят камуфляж, спят в палатках, питаются исключительно гречневой кашей из котелка и осуждают всех, кто совершил предательство и надел обручальное кольцо на палец.

Что же касается объявлений, запрещающих вход в храм для кого-либо, дело тут вообще не в брюках. В переводе на русский язык их следует понимать так: «У нас и так прихожан уже достаточно, извините, нам не нужны новые люди. Здесь уже собралась теплая компания, все свои, нам в своем кругу комфортно и, простите, некогда отвечать на ваши дурацкие вопросы и уделять вам внимание».

Причина этого явления следующая: существует особая околоцерковная субкультура, которая даже не возникла как ответная реакция простого народа на насильственную маргинализацию верующих в годы коммунистических гонений. Она сформировалась тремя веками раньше, во времена Петровских реформ, как ответ на секуляризацию государства, отделение церковного от светского. Именно тогда возникла особая субкультура «церковных людей» с такими отличительными чертами, как ношение подчеркнуто ветхой одежды темных тонов, напоминающей не то нищенскую, не то монашескую, почитание авторитета «старцев» выше епископата, осуждение власти как «беззаконной», «антихристовой», неприятие «мирской», особенно европейской, культуры. Наверное, это древнейшая из существующих сегодня в России протестных субкультур. Новообращенные православные христиане конца прошлого века подарили церковной субкультуре второе дыхание: придя в храмы и не имея перед глазами иных образцов православной культуры, внешности и поведения, они приняли эту наиболее экзотичную среду за самую ревнительскую, подвижническую. Действительно, принадлежность к данной субкультуре кажется самым простым способом достижения «высокой духовности»: стоит отказаться от косметики и маникюра, а лучше совсем перестать следить за собой, облачиться в мятую черную юбку и серую бесформенную кофту, покрыть голову платком «внахмурку», намотать на запястье четки, желательно поизношеннее, «намоленные», научиться в знак благодарности отвечать «спаси, Господи», а при зевании крестить рот, и «церковная среда» с радостью признает вас своей, «знающей», вы получите в ней психологическую поддержку и одобрение, уверенность в правильности выбранного пути.

Проблема в том, что когда человек надевает в церковь нечто странное, неуместное в обычной жизни, а на работу или для отдыха одевается совсем иначе, и сама вера начинает восприниматься как ролевая игра. А когда приходят настоящие, «взрослые» искушения, человек оказывается не в силах с ними справиться, и это оборачивается для него серьезным мировоззренческим кризисом.

Означает ли это, что в церковь одеваться можно как угодно: хоть в мини, хоть в бикини? Конечно, нет. Авторитетные для каждого православного человека святые отцы писали об одежде совсем немного, но их советы актуальны по сей день. У святителя Иоанна Златоуста, святителя Кирилла Александрийского, преподобного Макария Египетского, преподобного Ефрема Сирина мы видим следующие рекомендации: не носить одежду подчеркнуто богатую, признаком которой в древности служила «пестрота и многоцветие», особенно в том случае, если к этому тебя не обязывает социальный статус. Также святые отцы призывают христиан не допускать во внешнем виде чего-либо, что способно возбуждать в лицах противоположного пола похоть, причем речь здесь идет гораздо в большей степени о манерах поведения и косметике, нежели об одежде. Неоднократно повторяется совет верующим не выделяться своей одеждой из народа, среди которого они живут, не носить чего-либо странного.

Если перенести святоотеческие советы из мира сандалий и хитонов в нашу реальность, то картина получается примерно следующая. Во-первых, одежда однозначно не должна быть сексуальной. Во-вторых, она не должна служить средством демонстрации материального успеха, особенно в том случае, если его у вас на самом деле нет. И, в-третьих, вы не должны выглядеть чудно, «не как все». Из этих соображений и следует выбирать одежду, если вы собираетесь в церковь целенаправленно. А уж что именно надеть, подскажет здравый смысл. В русской традиции - женщинам покрывать голову, но к этому следует относиться как к национальному обычаю, а не как к догмату. В Греции, напротив, голову покрывать не принято, зато даже в сорокаградусную жару не приветствуется одежда без рукавов, молящийся человек в майке может услышать в свой адрес замечания.

Но в любом случае, если желание зайти в церковь возникнет у вас внезапно, всегда лучше зайти, чем не зайти. Если вы одеты совсем уж «не по форме», например, в мини-юбку и топ на бретельках, попросите у свечницы или сторожа халат, обычно они в этом не отказывают. Кстати, главное, что мы можем найти об одежде христианина в Евангелии - это призыв Господа Иисуса Христа не заботиться о ней: «Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей, что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?» (Евангелие от Матфея, глава 6, стих 25).

Многих православных периодически занимает вопрос: можно ли в церковь в брюках женщине? Ответ на него пытаются найти в различных цитатах из Библии. При этом одни видят в них однозначный запрет ходить женщине в церковь в брюках, а другие трактуют их несколько по-другому.

Запрещено ли в церкви носить брюки?

Если проанализировать высказывания, которые содержатся в Ветхом Завете, то в них говорится о запрете носить одежду противоположного пола. Там сказано, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчинах – женской.

Однако, прежде чем делать какие-либо выводы, следует проанализировать, как именно выглядела одежда в те времена? Самое удивительное, что в тот период, и даже намного позже, в Средние века, брюк не существовало ни как женского, ни как мужского элемента гардероба. Их появление произошло только лишь в 19 веке.

Если углубиться в Православное писание, то можно найти такую расшифровку, что же именно имеется под одеждой, свойственной для противоположного пола: «…ни носити личин комических…». Таким образом, имеется в виду не обычная одежда, а предназначенная для так называемых ряженых. Так была проведена аналогия с языческими обычаями, которые проникают в христианскую среду.

Также в христианских канонах озвучивается, что женщина облачится в одежду для мужчин ради мнимого подвижничества. Здесь имеется в виду отклонение женщины от той сути, в соответствии с которой ее создал Бог.

Таким образом, в Библейские цитаты скорее вложен смысл о духовных качествах женщины, а не о том, почему нельзя ходить в церковь в брюках.

Следует сказать, что брюки появились как элемент женского гардероба, лишь в 20 веке. Окончательно за ними закрепился статус одежды для женщин в 60–х годах благодаря Иву .

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что в Библии не содержится запрета для женщин ходить в церковь в брюках. В последнее время распространена практика одевать поверх брюк большой платок.

По общепринятым традициям поход в храм предполагает обязательного наличие головного убора для представительниц прекрасного пола и исключает длину мини для юбки, нужно, чтобы она прикрывала колени.

Достаточно часто веской причиной отказаться от посещения храма становится строгое требование к внешнему виду, которое существует в Православной церкви. Женщин, в частности, может отпугнуть запрет на ношение брюк. Можно ли заходить в церковь в брюках женщине? Об этом и пойдет речь в статье.

Женский взгляд

Некоторые православные утверждают, что можно ходить в церковь в брюках женщинам. Бытует и абсолютно противоположное мнение. Данный запрет на их ношение не столь однозначен, как может выглядеть на первый взгляд. Некоторые христианки соблюдают его слишком ревностно, не нося брюки не только при посещении храма, но даже в повседневной жизни. Другие женщины говорят о том, что если проводить сравнение между брюками и мини-юбками, то первый вариант выглядит намного скромнее.

Насколько бы парадоксально это не звучало, но единого мнения по поводу того, нет среди священников.

Вопрос эстетический

Можно ли в брюках женщине посещать церковь? Рассуждения стоит начать с достаточно важного вопроса эстетики. К красоте в православии относятся с особым трепетом. Мир был создан Богом прекрасным. Широкие пейзажи или еле заметный цветок - везде можно рассмотреть следы прикосновения Творца. Поэтому истинно верующий человек старается быть отражением той красоты, что создавалась Богом. Делается это не только в духовном, моральном плане, но также и материальном. Не стоит доверять тем, кто пытается вас убедить, что «настоящему верующему» полагается ходить с нечёсанными и немытыми волосами, в дырявой одежде.

Необходимо уважительно относиться к красоте, любить и стараться сберечь то, что было вложено Создателем. Исходя из этого, можно сделать простой вывод - у православных женщин одежда должна быть красивой, опрятной и скромной. Вещи не должны становиться важнейшей частью жизни, делать из нее культ, занимаясь только этим вопросом - грех. Но следить за собственным внешним видом не просто не возбраняется. Это даже заслуживает похвалы.

Брюки как мужской элемент

Сейчас немногие, помимо историков, смогут вспомнить, что ношение этого предмета гардероба при посещении церкви раньше находилось под категорическим запретом даже у мужчин. В IX веке болгарский князь едва не отказался от крещения страны из-за того, что византийские начальники требовали запретить его подчиненным носить штаны даже вне стен храма. Подобную форму одежды называли языческой.

В более позднее время никто не видел в брюках ничего такого, что бы не соответствовало христианской вере, а вплоть до Новейшего времени женщины так и не носили штаны. Таким образом, брюки были только мужским атрибутом.

Библейский запрет

Почему женщине нельзя в церковь в брюках? Запрет на ношение одежды противоположного пола, что для мужчин, что для женщин, можно увидеть в Ветхом, а также Новом Завете, который его не отменил. В определенной мере подобное поведение приравнивалось к нестандартной сексуальной ориентации, которая также осуждается Библией. Но причины были и иные.

Переодевание в другую одежду было характерно для язычников во время магических обрядов. Магия и все, что касалось ее, строго осуждалось церковью в любые времена. Подобные нормы также распространились на ношение женщинами мужских вещей, тем более если речь идет о посещении храма.

Но именно из-за этого сегодня некоторые священники говорят о том, что не стоит так слепо придерживаться подобного ограничения. Уже давно брюки перестали быть чисто мужской одеждой. Сегодня есть и дамские разновидности, которые не подойдут ни на одного мужчину. О девушке в подобном виде просто не получится сказать, что она носит мужской элемент гардероба, отсюда нет оснований запрещать ей посещать храмы.

Необходимо иметь в виду, что к подобному запрету серьезно относятся в монастырях. В такой одежде не стоит отправляться туда даже в виде экскурсантки.

Другие причины

Но некоторая часть священников все-таки придерживается этих норм и запрещает посещать церковь женщинам, одетым в брюки. Они говорят о том, что подобная одежда диктует четкие формы поведения, которые идут вразрез с христианскими устоями. Девушка в юбке не сможет позволить себе находиться в неподобающей позе, а в брюках - достаточно просто. При изменении манеры держать себя можно наблюдать не свойственное ранее поведение и черты характера.

Можно ли в церковь в брюках женщине? Степень строгости может напрямую зависеть от настроения прихожан и священника из конкретного прихода. В некоторых местах к девушкам в штанах относятся достаточно терпимо, где-то нет, но в любом случае не стоит рисковать, особенно если вы впервые решили посетить храм. К тому же такие действия могут привести к конфликтным ситуациям. Даже в случае, когда прихожане не склонны возмущаться на сей счет, они поймут, что женщина, которая пришла в юбке, не только понимает, но и уважает установленные правила. Тем самым удастся сразу же наладить достаточно теплые отношения.

В чем можно посещать церковь

Можно ли в церковь в брюках женщине? Основное требование к одежде, в которой вы сможете отправиться в храм - неброскость и скромность. Под строжайший запрет попадают майки и шорты. Женские плечи обязательно необходимо прикрывать. Существуют некоторые рекомендации о том, какой внешний вид считается приемлемым, когда вы решили отправиться в храм:

  • Идя в церковь, представительницы слабой половины человечества должны надевать платки. Если вы чисто случайно проходили мимо храма и решили зайти в него, но под рукой не оказалось косынки, то голову можно покрыть капюшоном или любым балахоном. Также разрешаются берет или шляпа.
  • Если вы приняли решение надеть платье, то подберите модель с длинными рукавами и закрытым воротником (подойдет модель, у которой рукав три четверти). В любом случае обязательное условие - закрытые плечи, грудь.
  • Запрещается приходить в дом Божий в обуви, у которой высокие каблуки. На время переоденьтесь в обувь на низком ходу или плоской подошве.

Возможны ли исключения

Если человек не является постоянным прихожанином, но решил зайти помолиться в брюках, никто его из церкви не выгонит. Часто священники просто промолчат, но на исповеди тактично укажут на ошибки.

Правда, справедливости ради стоит сказать о том, что существуют такие разновидности брюк, в которых лучше не посещать дом Божий. Это, например, сильно обтягивающие варианты в сочетании с короткой кофтой.

Безусловно, бывают различные ситуации. К примеру, на улице зима и тридцать градусов мороза, теплой юбки у женщины попросту нет, а сам храм находится на достаточно далеком расстоянии. Не отказываться же из-за этого от молитвы. В случае, когда человек сам понимает, что его поступок неправильный, но по-другому просто не получается, стоит постараться все-таки соблюдать благопристойность. Наденьте длинную шубу или пальто, чтобы брюки не были заметны.

Также возможно взять юбку с собой и просто надеть ее поверх штанов перед храмом. Главное условие - это должно выглядеть более-менее прилично. На худой конец, конечно, возьмите брюки со свободным кроем, которые не подчеркивают фигуру, а, скорее, наоборот, прикрывают ее. Пусть наряд, в котором вы собрались в церковь, будет достаточно скромным.

Вывод

Несмотря на все устои, которые складывались не один год, главное условие - искреннее желание молиться, соприкоснувшись с чем-то прекрасным, тем самым став немного ближе к Богу. Важно хотеть посещать церковь и верить в то, что чудеса возможны.

Не так однозначен, как может показаться. Одни соблюдают его так ревностно, что не надевают брюки не только при посещении храма, но и в повседневности. Другие женщины указывают на то, что если сравнивать брюки и мини-юбку, то первый вариант выглядит гораздо скромнее.

Как это ни парадоксально, единого мнения относительно женских брюк нет даже среди священников.

Брюки как мужская одежда

Сейчас уже мало кто, кроме историков, помнит, что когда-то ношение брюк при посещении храма было запрещено даже мужчинам. В 9 веке болгарский князь Борис чуть было не отказался от крещения Болгарии из-за того, священство требовало запретить его подданным… ношение штанов, причем не только в храме: эта форма одежды, не свойственная Византии, считалась «языческой».

В более поздние эпохи уже никто не видел в мужских брюках ничего, что противоречило бы христианской вере, а женщины вплоть до Новейшего времени брюк не носили. Таким образом, брюки были осмыслены как атрибут мужского пола.

Запрет на переодевание в одежду противоположного пола – как для мужчин, так и – содержится еще в Ветхом Завете, и Новый Завет его не отменил. В определенной степени поведение ассоциировалось с нетрадиционной сексуальной ориентацией, которая тоже осуждается Библией, но была и другая причина.

Переодевание в одежду противоположного пола было характерно для языческих обрядов магического характера. Магия и все, что с ней связано, осуждалась Церковью всегда, распространялось это осуждение и на ношение мужской одежды женщинами – тем более в храме.

Но именно по этой причине некоторые современные священники говорят о том, что не стоит так крепко держаться за данный запрет. Брюки уже давно лишились статуса исключительно мужской одежды, существуют дамские брюки, которые не наденет ни один мужчина. О женщине в таких брюках нельзя сказать, что она надела мужскую одежду, следовательно, нет и причин не пускать ее в храм.

Другие причины запрета

Многие священники все же поддерживают запрет на женские брюки, указывая, что такая одежда диктует определенные формы поведения, несовместимые с христианскими нормами. В юбке неудобно сидеть в развязной позе, а – очень легко, а изменение манеры держать себя «тянет за собой» изменение поведения и даже характера.

Степень строгости запрета зависит от того, как настроены прихожане во главе со священником в конкретном приходе. Где-то к женщине в брюках могут отнестись более терпимо, где-то – менее, но в любом случае рисковать, заранее провоцируя конфликт, не стоит, особенно при первом визите в храм. Даже если прихожане не склонны возмущаться по этому поводу, они увидят, что женщина, пришедшая в юбке, знает и уважает церковные правила, это поможет сразу установить доброжелательные отношения.

Тем более, не стоит приезжать в брюках в монастырь, даже в качестве экскурсантки – в монастырях всегда придерживаются более строгих правил.

С другой стороны, если опытный прихожанин увидел в храме женщину в брюках, не стоит сразу набрасываться на нее с упреками. Возможно, она не планировала в этот день визит в храм и зашла туда в момент сильного душевного потрясения, в таком состоянии человеку нужны не