Правила поведения за столом для детей. Этикет и правила поведения детей за столом

Очень часто маленькие дети, садясь за стол, превращают употребление пищи в балаган. Кое-кто игнорирует это, повторяя: «Ну что с них взять? Это же дети?». Но не стоит придерживаться такого же мнения. Приучить ребенка воспитано вести себя за столом, хотя и достаточно трудно, но все-таки возможно.

Основные аспекты в подготовке к употреблению еды

Самое главное правило, это хорошенько вымыть руки перед едой. До тех пор, когда кроха не может самостоятельно это делать, то эта ваша прямая обязанность: тщательно вымыть ручки и вытереть полотенцем. К двум или трем годам малыш должен сам четко осознавать необходимость этой процедуры. В случае, если ребенок иногда забывает об этом, то не ленитесь напоминать ему.

Этикет для детей нужно прививать с детства, например, мальчику привить, что он джентльмен. Они должны знать, что сестричку, маму, тетю, бабушку и т. д. нужно пропускать за стол первыми, помогать им что-то достать и прочее. Для ребенка эти знания намного проще усвоить. Если у него перед глазами будет четкий пример для подражания. Тут уже большая ответственность лежит на папе, который должен демонстрировать хороший пример.

Поза ребенка за столом тоже очень важна. Это имеет не только эстетическую значимость, но и влияет на здоровье крошки. Правильная осанка – залог общего хорошего развития. Если ребенок совсем маленький, то усаживайте его в специальное кресло, которое плюс ко всему еще и обезопасить от падений.

Также малыш должен сидеть со всеми взрослыми на одном уровне. Самым удобным будет посадить ребенка около себя, с левой стороны. Таким образом, если он что-то уронит, вам будет несложно поднять это. Запретите ребенку стаскивать со стола кусочки вкусненького, пока все не уселись за стол. Это довольно некрасиво. Приучите малютку садиться за стол и начинать кушать вместе с другими членами семьи и желать им приятного аппетита.

Когда вы с ребенком в гостях, то объясните ему, что он не должен торопиться садиться за стол. Сначала должны расположиться взрослые, а затем — дети. Возможно, для малышей предназначен другой стол.

Усадив ребенка за стол, дайте ему несколько салфеток. Одну бумажную, которой можно вытереть запачканное лицо. Вторую – полотняную, она должна лежать на коленях и защищать его одежду от загрязнений. Если малыш еще совсем маленький, то наденьте ему специальный нагрудник или слюнявчик.

Знакомство ребенка со столовыми приборами

Первым столовым прибором, с которым знакомиться ребенок есть ложка. Это связано с тем, что нельзя давать малышу острые и режущие предметы, такие как нож и вилка. Зачастую, во время приема пищи, дети начинают играться с тарелкой. Если это происходит, то можно смело убирать миску от него, так как ребенок уже наелся.

Приблизительно в возрасте 3 годика, можно давать ребенку и вилку. Но помните, что нельзя оставлять его с этим прибором наедине, это не безопасно. И уже где- то в лет 6-7 допускается использование детками ножика. Ребенок должен запомнить основное правило, что нож мы держим правой рукой, а вилку – левой.

Правила этикета для детей за столом

Самые основные правила поведения за столом, нам знакомы еще с глубокого детства. Наши родные довольно часто говорили нам такие фразы: «Не разговаривай с полным ртом!», «Не играй с едой!» и прочее. Это и есть правила этикета для детей, но в более грубой форме.

Отметим правила поведения:

  1. Сидеть за столом нужно ровно, со прямой спиной. Нельзя закидывать локти на стол.
  2. Не разговаривайте с полным ртом. Недопустимо громко разговаривать и петь за приемом пищи.
  3. Некрасиво брать еду руками, исключение – хлеб.
  4. Нельзя забавляться с едой.
  5. Не чавкайте и не хлебайте очень громко.
  6. Если вдруг, вам хочется чихнуть или закашлять, то нужно отвернуться в сторону и прикрыть рот или нос салфеткой.
  7. Есть нужно не спеша. Строго запрещено плеваться едой.
  8. Желательно не оставлять недоеденным, то что лежит в подставной тарелке. Соблюдения этого правила во многом зависит и от родителей. Не нужно накладывать ребенку слишком большую порцию.
  9. Если запачкались, то вытретесь салфеткой.
  10. Если вам понадобилось посетить ванную комнату, просто на просто не громко извинитесь и покиньте стол. Не совсем тактично рассказывать всем, куда вам надо отойти.
  11. Нужно быть вежливым и поблагодарить за кушанье того, кто это готовил.
  12. Уходить из-за стола нужно со всеми. Если ребенку очень неинтересны разговоры взрослых, то он может покинуть застолье с разрешения старших.

Какими методами привить ребенку правила этикета?

Перед тем, как учить ребенка манерам поведения за столом, нужно обратить внимание на самого себя. Дети все впитывают, словно губки, и если вы не следите за своим поведением, то не стоит ожидать этого от ваших отпрысков.

В случае, когда у вашей семьи в норму вошло чавканье, громкие разговоры и даже ненормативная лексика за столом, то скорей всего, малыш будет вести себя так же. Следите за своими манерами и подавайте достойный пример для подражания.

Этикет для детей эффективнее воспринимается в форме разнообразных игр. Их существует масса, примером послужит игра «Порванные записки». Ее суть состоит в том, что мы берем небольшие листочки бумаги и пишем на них половинки правил поведения. Ребенок должен самостоятельно отыскать нужные половинки определенного правила.

Для детей постарше необходимо четкое объяснение. Не ленитесь повторять много раз одно и тоже, до тех пор, пока ребенок не начнет автоматически соблюдать правила этикета.

  • Не упрощайте ребенку прием пищи

Подавайте все виды блюд в тарелках определенного типа. Детям нужно с раннего возраста показывать, что суп подают в глубокой тарелке, вторые блюда в мелкой, а десерты в блюдцах. Приобщайте ребенка к накрыванию стола. Он должен знать, где какой прибор должен лежать, и что чем едят.

  • Избегайте повышенного тона при объяснении правил этикета

В противном случае ребенок возможно утратит доверие к родителям и изолируется от вас.

  • Не нужно рассказывать всю информацию за один раз

Объём памяти малыша не насколько еще велик. Лучше объяснять все постепенно, не торопясь.Терпение вам не будет излишним.

  • Никаких шалостей за столом

Многие мамы часто прощают своим деткам шаловливость за столом. Это можно делать, когда ребенку около 2-3 лет. С возрастом, стоит быть строже к нему. Если никакие указания не действуют на ваше чадо, то скажите ему, что если он и далее будет вести себя таким образом, то больше не будет кушать со всеми остальными. Это должно повлиять на ребенка, так как для него очень важно все делать со взрослыми.

  • Не надо стесняться просить о помощи

Часто бывает, что ребенок все хочет делать самостоятельно. Например, он тянется через весь стол за ломтиком чего-то. Это не очень красиво и плюс он может весь испачкаться едой. В таких случаях следует объяснить малышу, что можно тихонько попросить у кого-то помощи, и вряд ли ему откажут в этом.

  • Отрыжки пресекаем сразу

Такое неприятное явление как отрыжки следует сразу пресекать. Расскажите ребенку, что это крайне некрасиво и если вдруг такое случилось, то следует немедленно прикрыть рот ручкой и извиниться.

  • Прививаем чувство такта

У детей зачастую еще отсутствует чувство такта. Это выражается в тех ситуациях, когда ребенку не нравиться какая-то еда и он прямо об этом говорит. Скорей всего, человеку, который это приготовил, затратил немало сил, будет очень обидно. Объясните вашему чаду, что нельзя критиковать пищу. Если ему не нравиться вкус чего-то, пускай просто вежливо попросит, что-нибудь другое взамен.

В случае, если ребенок достаточно часто отказывается от блюд, то стоит пересмотреть его рацион и заменить некоторые продукты альтернативными. Для детей не маловажен также внешний вид еды, чем ярче, тем лучше.

В этой статье мы рассказали вам, как правильно привить вашим любимым деткам правила поведения за столом. Будьте терпеливыми и усердными! У вас все обязательно получиться, и вы будете гордиться своим ребенком.

Сегодня поговорим о застольном этикете — своде правил поведения до, во время и после еды.

Изучив эти правила, почувствуешь себя уверенно в любой обстановке: дома, в кафе, у друзей.

Поэтому важно уяснить их и выполнять!

Общие правила перед приемом пищи
Тщательно помой руки. Желательно с мылом.

Не заставляй себя ждать и приглашать кушать несколько раз. Это неуважение к приглашающему. Некрасиво, когда все ждут только тебя. Поэтому на званые обеды, дни рождения старайся приходить вовремя или чуть-чуть раньше, но ни в коем случае не опаздывай!

Дома за столом у каждого есть определенное место: садись на свое, не занимай чужое. В гостях усаживайся туда, куда укажет хозяин праздника или взрослые. В кафе — выбирай любое свободное место, не торопясь, не толкаясь, не обгоняя!

Правила поведения за столом

Тщательно пережевывай пищу, разделяя ее на небольшие части.
Не размахивай руками, не разговаривай с полным ртом, не играйся столовыми приборами, не раскачивайся на стуле, не клади локти на стол, не болтай ногами. Не склоняйся низко, не горбись, сиди прямо.
Нельзя вертеться, кормить домашних животных. Кушай аккуратно, чтобы остатки еды не падали обратно в тарелку, на стол или на пол.
Из общего блюда бери тот кусок, который к тебе ближе, не переворачивая все содержимое.
Не кроши хлебом! Взятый кусочек хлеба обязательно доедай!
Если общее блюдо находится от тебя далеко, не пытайся дотянуться до него через весь стол. Попроси человека, находящегося к нему ближе, положить тебе порцию в твою тарелку.
Никогда не вытирай грязные руки и рот об одежду. Для этого есть салфетки.
Кушай и пей тихо! Не чавкай! Ты ведь не поросенок!

Правила пользования столовыми приборами

Научись правильно использовать ложку, вилку, нож. Как они появились и когда их стали использовать люди, можешь почитать в нашем , страница 41.
Ложку держи тремя пальцами правой руки. Не наполняй ее до верха, чтобы с нее не стекали и не падали остатки пищи обратно в тарелку.
Если для еды тебе нужна только вилка, ее можно держать как ложку или так, чтобы удобно было накалывать пищу.
При использовании двух приборов — ножа и вилки, нож держи правой рукой. Вилку, расположив ее слегка наклонно к поверхности тарелки, — левой.
Твердую пищу разрезай на небольшие кусочки, для удобства пережевывания для лучшего усвоения пищи.
Запомни: ножи предназначены только для нарезания. Нельзя с него есть, накладывать с его помощью еду на вилку.
Во время перерывов в процессе потребления еды и по окончании застолья столовые приборы ложи на тарелку.
Правила пользования салфетками.
Тканевую салфетку аккуратно разверни, разложив на коленях (нельзя засовывать ее за ворот одежды). Она спасет тебя от нежелательных пятен и упавших случайно крошек.
Тканевой или бумажной салфеткой вытирай рот, руки, но не лицо.
Окончив трапезу, тканевую салфетку кладут на стол сбоку тарелки. Использованные бумажные салфетки — на край тарелки.

Правила употребления некоторых блюд

Первый блюда (супы, борщи, окрошки, рассольники, солянки), каши едят ложкой.Когда в тарелке остается немного первого блюда, наклони слегка тарелку от себя, собери остатки. Иначе рискуешь выплеснуть все на себя.
Некрасиво дуть на горячую пищу. Первые блюда охлаждай, слегка помешивая их ложкой.
Продукты, которые можно легко разделить вилкой не режут, а едят, непосредственно используя вилку. Это относится, например, к рыбным блюдам, картофелю, котлетам, разнообразным запеканкам, яичнице.
Для поедания разного вида колбасок, сосисок, сарделек, мясных блюд, используй нож и вилку, постепенно отрезая от большого куска небольшие кусочки.
Мясо птицы и дичи с костей изначально срезают ножом и вилкой. Оставшееся на косточке мясо можешь взять рукой за кончик кости.
Хлеб берется рукой или вилкой, которая еще не использовалась. Дома кусочек хлеба кладется слева на обычную бумажную салфетку. В кафе — на специальную пирожковую тарелку. Руками можешь брать печенье, пирожки, фрукты.
Положив сахар в чай специальными щипцами или чайной ложкой, размешивай его бесшумно. После этого ложечку надо вытащить, чтобы она не мешала пить.
Простоквашу, йогурт, кисель едят десертной ложечкой.
Если в напитке есть ягоды, косточки от них аккуратно положи ложечкой на блюдце.

Правила поведения после еды.

Никогда не вставай из-за стола не окончив кушать или без разрешения взрослых. Выходя, не бери с собой пищу.
Обязательно поблагодари того, кто тебя накормил.
Никогда не говори, что какое-то блюдо тебе не понравилась, потому что обидишь того, кто его готовил. Как говорится, «на вкус и на цвет товарища нет». У каждого свои предпочтения.
Лучше изначально отказаться от нелюбимого блюда, чем кушать, выражая недовольство. Тот факт, что еда не нравится тебе, вовсе не означает, что она невкусная. Она может нравится другим людям, сидящим с тобой за столом. Не порть им аппетит!
Ешь с удовольствием и хорошим настроением! Смотреть на скучающее или перекошенное недовольной обиженной гримасой лицо, неприятно!
Обязательно помой руки.

Надеюсь, ты быстро усвоишь правила застольного этикета. Тогда тебе краснеть не придется, родители будут довольны, а окружающие будут считать тебя воспитанным ребенком!

Приветствую Вас на сайте «Поцелуй ребенка»! Сегодня хотим предложить Вам тему этикета за столом. И этикета именно для детей. Как научить собственного ребенка элементарным правилам поведения за столом? Не прибегать к сложной системе поощрений и наказаний и не устраивать дома филиал института благородных девиц. В этом Вам помогут наши простые советы.

Обязательно нужно изучать каждому ребенку, чтобы быть аккуратным и культурным.

ОПРЕДЕЛИТЕ МИНИМУМ

Подумайте, что Вы подразумеваете под понятием «застольный этикет»? Должен ли ваш малыш научиться отличать вилку для мяса от вилки для рыбы? Или уметь складывать салфетки в виде лебедей? А может, необходимо, чтобы он всегда был способен поддержать светскую беседу? Скорее всего именно этого вашему ребенка и не нужно сейчас. Вы, наверняка, хотите просто обучить его элементарным вещам: сидеть прямо, не класть локти на стол, мыть руки перед едой, не говорить с набитым ртом, пользоваться салфеткой и не чавкать.

Составьте список того, чему он должен обязательно научиться, и смело беритесь за дело!

ПОДАЙТЕ ПРИМЕР

Дети – известные имитаторы, выставляющие на показ все недостатки своих родителей. Сама с этим сталкивалась не раз . Глядя на группу играющих малышей, всегда можно понять, чей папа курит, чья мама склонна к самолюбованию.

Помните: даже в возрасте полутора лет дети учатся на примере тех, кто их окружает. Мама, папа, старшие братья и сестры не должны за столом громко разговаривать и смеяться с набитым ртом, стучать приборами по столу, толкать локтями соседа и т.п. Поэтому для начала продумайте и скорректируйте свое поведение за столом. Будьте аккуратны, ешьте неторопливо, после еды обязательно говорите друг другу «спасибо» - и ваш ребенок обязательно скопирует эти действия.

Если герои сказок и мультфильмов пользуются у ребенка большим авторитетом, чем родственники, попробуйте отыскать пример для подражания среди его любимчиков. Можно вспомнить диснеевский мультфильм «Красавица и чудовище» со сценой изысканного французского обеда. Так же в качестве образца подойдет известная сцена перекуса Винни-Пуха и Пятачка у Кролика.

Warning!

Избегайте резкой критики и поощряйте правильное поведение ребенка за столом.

УЧИТЕ, ИГРАЯ

Копирование текста статьи и размещение его на сторонних ресурсах только с добавлением активной ссылки на источник.

ПОЛУЧАЙ НОВЫЕ СТАТЬИ САЙТА НА ПОЧТУ САМЫМ ПЕРВЫМ

Часто ли родители задумываются над тем, как их чадо ведет себя за столом? В семьях нередко можно увидеть такую картину: малыш отказывается от еды, капризничает, пачкает одежду, или громко смеется, разговаривает с полным ртом, требует, чтобы его покормили. Такое поведение вызывает неодобрение окружающих, однако родители больше обеспокоены отказом малыша от еды, чем его неправильным поведением. Чаще всего они оправдывают отсутствие манер у ребенка тем, что он еще слишком мал. Вот подрастет, тогда и научится этикету. Между тем, правила поведения за столом доступны даже самым маленьким ребятишкам. Родители могут легко обучить им своего ребенка, и тогда не придется краснеть за него, где бы они не оказались: в гостях, кафе, дома. Главное, надо помнить, что навыки формируются и закрепляются в поведении только при их постоянном повторении. Поэтому этикет должен присутствовать в жизни ребенка постоянно.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 - 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Застольные правила дошколятам!

Что в себя включают правила застольного этикета для маленьких детей? Родителям нужно самим их хорошо знать и растолковать ребенку. А запомнить и выучить помогут картинки, которые можно нарисовать всем вместе, подписав веселыми стихами:

  1. За столом сиди прямо, руки держи на столе, локти на стол не клади ("Не упирайся в стол локтями и спину прямо ты держи").
  2. Не кричи, не разговаривай и не пой во время еды, особенно с полным ртом.
  3. Играть с едой и столовыми приборами нельзя!
  4. Некрасиво с шумом дуть на еду или прихлебывать суп, ешь с закрытым ртом.
  5. Хлеб бери только рукой ("Рукой также можно брать пирог и глазированный сырок").
  6. Жидкое блюдо ешь ложкой, а твердое - вилкой ("Ложкой ешь кисель и кашу, суп, пюре и простоквашу").
  7. Если пользуешься ножом, то вилка должна быть в левой руке, а нож - в правой.
  8. Не играй с ножом, он нужен только для того, чтобы отрезать кусочки еды.
  9. Из общего блюда бери тот кусок, который лежит ближе. Если блюдо находится далеко, попроси соседа помочь положить еду на твою тарелку ("За едою не тянись, а к соседу обратись").
  10. Вытирай лицо и руки после еды салфеткой.
  11. Не забывай благодарить за обед! Ведь мама старалась приготовить все вкусно.
  12. Не спеши выскакивать из-за стола и отвлекать всех от еды. Дождись, пока закончится обед.

Как легко и быстро научить этикету детей?

Каждый специалист скажет, что лучшим приемом обучения дошколят является игра, как основной вид деятельности в этом возрасте. Навыки этикета могут прекрасно формироваться в игровой форме. Для этого используются любые виды игр: сюжетные, дидактические, подвижные. Важно, чтобы они решали задачу ознакомления ребятишек с нормами этикета и правилами поведения за столом.

Сюжетные игры

Такие виды игр всегда привлекают дошколят, так как своими сюжетами отображают ситуации повседневной жизни детей. Их можно организовать в любых условиях: на даче, во время прогулки, дома. Главное, сюжетные игрушки должны быть в достаточном количестве в игровом уголке ребенка: игрушечная посуда, кукольная мебель, кукольные персонажи.

"Накормим куклу"

Популярные сюжетные игры по типу "Накормим игрушку" нравятся детям всех возрастов и легко проводятся в домашних условиях. Для подобных игровых действий используются самые обычные игрушки, которые есть у каждого ребенка: кукольная (или детская) мебель, посуда (игрушечная или пластиковая), любимая игрушка ребенка (куклы, мишки, зайки). Взрослый предлагает малышу сюжеты: "Давай устроим нашим куклам праздничный обед", "Сегодня у мишки день рождения, давай пригласим на чаепитие его друзей". По всем правилам сервировки накрывается стол: скатерть, столовые приборы, тарелочки, вазочка с цветами, салфетки. Все принадлежности раскладываются малышом под руководством взрослого, который исправляет ошибки и рассказывает, как правильно раскладывать столовые приборы (вилка - слева от тарелки, нож - справа), какие тарелки нужны для первого блюда, второго, для десерта. Затем приходят "гости", ребенок рассаживает всех за столом и угощает. Взрослый может взять на себя роль какого-либо гостя (зайчика) и действовать за него, чтобы разнообразить сюжет, вносить разные ситуации: забывает, для чего нужна вилка, тянется за конфеткой через весь стол, широко расставляет локти на столе и мешает другим персонажам.

"Путешествие"

Распространенная игра в детском саду, которую легко организовать в домашних условиях, привлекая к участию всех домашних. Такое развлечение не только помогает решить задачу формирования этикета, но и разнообразить семейный досуг, сблизить взрослых и детей. Для игровых действий устраивается поезд из стульчиков, стоящих в ряд. Можно подготовить билеты с номерами мест, что поможет повторить знания о цифрах. Затем игроки рассаживаются по местам, и "поезд" отправляется в путь. Ведущий (взрослый) рассказывает, что путешественники видят по дороге (можно прикрепить к стенам картинки с пейзажами, составить "Эйфелевую башню" из кубиков, зоопарк из экзотических животных: обезьянок, тигров, попугаев). На одной из остановок путешественники могут отправиться в кафе, чтобы перекусить. Здесь основная роль принадлежит ребенку, который сервирует столы для обеда.

"Магазин посуды"

Взрослый вместе с ребенком обустраивает "магазин", в котором продается разнообразная посуда (можно использовать игрушечную или пластиковую посуду). Можно предложить разыграть сюжеты: "Скоро праздник, нужно купить новую посуду и столовые приборы для гостей", "Маленькие мишки-шалунишки разбили столовую посуду, нужно помочь им купить посуду для обеда".

Дидактические игры

Обучающие (дидактические) игры могут быть словесными, настольно-печатными, предметными. Они прекрасно подходят для того чтобы закрепить правила поведения за столом. Сейчас в продаже есть много дидактических игр на разные темя, но можно и самим подобрать дидактический материал, чтобы поиграть с крохой дома.

"Назови правильно овощ"

Действие разыгрывается с помощью мяча. Игрок ловит мяч, который ему бросает ведущий. Ведущий называет блюдо, состоящее из овощей. Ребенок должен правильно назвать овощ, который входит в состав блюда. Например, борщ - (капуста, морковка, картошка, петрушка, лук); салат - (помидор, огурец, лук, перец). По такому же типу в игре можно использовать название других блюд. Игра полезна тем, что помогает вспомнить блюда, которые дошколята видят на столе во время еды. Когда все ингредиенты блюда названы, ведущий просит сказать, какими столовыми приборами блюдо едят: суп, кашу - ложкой, котлету - ножом и вилкой, салат - вилкой.

"Медведи обедают" (по мотивам сказки "Три медведя")

В игре закрепляется название, использование столовых приборов и посуды, правила поведения за столом для детей. Особенно полезна такая сказка - игра для совсем маленьких ребяток, которые только начинают изучать правила этикета за столом. Взрослый рассказывает малышу сказку и при помощи картинок объясняет, как накрыт стол у медведей, спрашивает, правильно ли ведет себя девочка, какие манеры у маленького медвежонка, есть ли ребятки, которые так же себя ведут. Хорошо подойдут для такой игры иллюстрации Ю. Васнецова, Н. Устинова, В. Лебедева, где очень четко изображена сервировка стола. Если родители умеют рисовать, можно подготовить картинки, где не хватает столовых приборов, или с блюдами, которые нужно есть вилкой. Ребенку предлагается вспомнить, чем едят салат, котлету, подрисовать недостающие предметы: вилку, нож.

"Скатерть - самобранка"

Для игры нужно подготовить большие картинки, изображающие стол, и маленькие карточки с нарисованными столовыми приборами и посудой. В игре принимают участие старшие дети, которые хорошо знакомы с сервировкой стола в разные периоды питания: завтрак, обед, полдник, ужин. Ведущий предлагает из стопки картинок вытаскивать маленькую карточку и помещать ее на тот "стол", где требуется изображенный предмет: для обеда - глубокая и мелкая тарелки, ложка, вилка, нож, салфетка, чашка, хлебница; для полдника - стаканчик или чашечка с блюдцем и маленькая ложка, салфетка и т. д.

"Четвертый лишний"

Игра хорошо знакома дошколятам, так как часто используется в обучающих целях при ознакомлении с математическими представлениями, окружающим миром. Взрослый готовит рисунки с изображением четырех предметов: трех - посуды и одного - другой группы, например, тарелка, вилка, ложка, стул; чайник, кубик, ложка, стакан и т. д. Целью такой игры является закрепление знаний о столовых приборах и посуде. В продаже широко представлены такие игры для маленьких деток. Играть в них можно по вечерам, на даче, во время прогулки, так как карточки не занимают много места.

"Что чем едят"

Еще одна подобная игра, которая тоже помогает организовать досуг ребенка и в то же время закрепить застольный этикет. Нужно подготовить карточки с изображением блюда и столовых приборов или приобрести игровой материал в магазине. Материал можно варьировать, например, в первом варианте - подобрать карточки с изображением продуктов, которые едят руками, блюд, для которых нужны только вилки; вилки и ножи; во втором - взрослый готовит игровой ряд заведомо делая ошибки.

Стихи и загадки про этикет

Хорошо помогают закрепить знания дошколят об этикете чтение детских книжек, заучивание веселых стишков, загадки и потешки. Их можно читать во время прогулки, подготовки к обеду, по вечерам. Интересны будут детям книжки В. Дмитриевой "1000 уроков этикета", А. Усачева "15 правил этикета", Г. Шалаевой " ". Лучше, если короткие стишки взрослый будет читать наизусть.

Для малышей

Перед едой
Руки вымоем... (водой).

Ровно, прямо мы сидим,
Если за столом... (едим).

Что мы скажем бабушке
За вкусные оладушки? (Спасибо)

Руки вымой, не ленись
Лишь потом за стол (садись).

На колени, детка,
Положи (салфетку).

Для второго, помни тоже,
Вилку надо взять и (ножик).

Суп, конечно же прольешь,
Если из тарелки пьешь.
Наклони ее немножко,
Доедай свой супчик (ложкой).

Для старших дошколят

Стихи Юрия Чичева

Известно с детства это всем:
«Когда я ем, я глух и нем».

Чтоб не стали твои пальцы
Сыра, колбасы хватальцы,
Вилка есть при каждом блюде.
И воспитанные люди
Вилкой всё себе берут
И назад её кладут.

А в салате, видишь, - ложка.
Положи себе немножко,
Не наваливай холмом:
Съешь - еще возьмёшь потом.

Ложку общую из салата
Не облизывают, ребята!

Не хватай еду руками -
Будет очень стыдно маме.
Этикет добавит тут:
Только хлеб рукой берут.

Блюдо с хлебом далеко,
Дотянуться нелегко.
Рукавом в салат не лезь,
За столом соседи есть -
Попроси их вежливо.
И припомни снова
Волшебное слово.
Хлеб тебе подаст сосед -
Поблагодари в ответ.

Чтобы что-то резать, нож
В руку правую берёшь,
Вилку в руку левую,
Сидишь королевою.
Кто дома есть научится,
В гостях не будет мучиться.

Чтоб не грохнуться случайно
На пол в час веселья,
Ты на стуле не качайся -
Это не качели.

Что же нам сказать на это?
Кто не знает этикета
И не соблюдает, тот
Невоспитанным слывёт.

  1. Не ограничивайтесь только назидательными словами о пользе этикета. Приучайте малыша проявлять свои хорошие манеры и знания постоянно, в повседневной жизни. Например, можно привлечь кроху к сервировке стола для обеда (поставить хлебницу, тарелки, разложить ложки). Вспомните, как малыш правильно вел себя в гостях, . Обсуждайте примеры из жизни детей, как положительные, так и отрицательные. Можно запечатлеть на камеру красиво сервированный стол, правильно сидящего за столом ребенка, чтобы потом вместе рассмотреть фотографии или видео и обсудить их.
  2. Чаще используйте просмотр детских фильмов, мультиков со сценами этикета. Спросите, у кого из героев хорошие манеры, а кто показал себя невоспитанным. Можно посмеяться над неуклюжестью персонажей, зарисовать и исправить на рисунке ошибки.

  3. Не надо забывать, что пример для родителей будет самым лучшим уроком для малышей. Ведь в детстве чадо всегда подражает своим любимым маме и папе. Поэтому манеры родителей отразятся в поведении малышей.
  4. Воспитанность, в обществе, хорошие манеры, знание этикета обязательно помогут дошколятам стать успешными в дальнейшей жизни.

Все родители хотят вырастить не только здоровых, но и воспитанных детей, которые смогут вести себя достойно и прилично в любой ситуации, в любом обществе. Хорошо воспитанный ребенок умеет соблюдать этикет за столом, а научить его этим правилам должны родители.

Под правилами этикета понимают нормы поведения в обществе, основанные на уважении к окружающим. Обучать детей, как вести себя за столом, необходимо не только для того, чтобы родителям не краснеть перед гостями или родственниками. Знание правил поведения во время трапезы может помочь ребенку, когда он вырастет.

В некоторых случаях во время совместного обеда могут зарождаться дружеские отношения, заключаться контракты и т. д. Поведение за столом характеризует социальный статус человека, его уровень образования и культуры. Полученные в детстве навыки пригодятся на всю жизнь.

Некоторые родители считают, что окрики, постоянные замечания, а иногда и наказания за шалости за столом – это и есть воспитание. Но такие методы малоэффективны, они не способствуют выработке хороших манер. И в той ситуации, когда ребенок остается без родительского контроля («Сядь прямо!», «Не чавкай!», «Скажи спасибо»), он не может проявить себя в лучшем свете.

Заботливые родители, понимая свою ответственность за воспитание ребенка, хотели бы знать, с какого возраста следует начинать обучение малыша правилам поведения, как легче научить ребенка пользоваться столовым прибором, и не опасно ли его давать маленькому непоседе.

Основные правила поведения за столом

Для ребенка должно стать правилом мытье рук с мылом перед едой

Все правила, регламентирующие нормы поведения детей за столом, можно разделить на две категории: как следует и как нельзя вести себя во время приема пищи.

Что можно и нужно делать

  1. Перед тем как сесть за стол, следует . Это необходимо делать даже годовалому ребенку. Конечно же, вначале моет руки младенцу мама, но уже с 2-3 лет малыш успешно может это делать самостоятельно. На первых порах маме придется напоминать о необходимости помыть руки, но потом выработается эта полезная для здоровья привычка.
  2. Принимать пищу за обеденным столом. Даже малышей нужно кормить в столовой или на кухне. Рекомендуется купить специальный стульчик, который позволит ребенку участвовать в семейной трапезе за общим столом.
  3. Обязательным правилом должно стать пожелание приятного аппетита перед началом приема пищи.
  4. Быть аккуратным во время еды, не испачкать ни себя, ни соседей. Маленькому ребенку, пока у него не выработается точная координация движений, следует использовать специальный фартучек (слюнявчик) или заправлять за ворот тканевую салфетку. В более старшем возрасте нужно приучить ребенка пользоваться бумажными салфетками. Перед тем как взять стакан с напитком, он должен аккуратно вытереть губы, чтобы не оставлять на стакане жирные следы (это может быть неприятно для соседей по столу).
  5. Есть и пить следует не спеша, жевать пищу не чавкая, с закрытым ртом. Если вдруг захотелось чихнуть или кашлянуть, то нужно отвернуться от стола, прикрыть нос или рот салфеткой и после извиниться.
  6. Сидеть за столом следует прямо, опираясь на спинку стула.
  7. Только прожевав и проглотив пищу, можно что-либо сказать за столом.
  8. Если желаемое блюдо или напиток стоит далеко, то не стоит тянуться за ним через весь стол. Нужно попросить передать его со словом «пожалуйста» и не забыть поблагодарить.
  9. Если кувшин с напитком или соком тяжелый, следует попросить о помощи взрослых и сказать «спасибо» за услугу.
  10. После окончания приема пищи обязательно поблагодарить маму или хозяйку дома, даже если блюдо не очень понравилось.

Что должно быть под запретом

Для воспитанного ребенка с хорошими манерами есть действия со словом «нельзя»:

  1. Недопустимо раскачиваться на стуле во время приёма пищи.
  2. Нельзя класть на стол локти.
  3. Нельзя начинать есть до тех пор, пока все гости не будут обслужены.
  4. Во время трапезы нельзя громко разговаривать, жестикулировать, размахивая руками, перебивать других. Недопустим грубый тон за столом, резкие высказывания.
  5. Нельзя играть едой, бросаться ею, размазывать ее по тарелке, крошить хлеб.
  6. Не следует набивать едой полный рот, откусывать очень большие куски.
  7. Нельзя пользоваться чужим столовым прибором, брать пищу с чужой тарелки.
  8. Нельзя читать во время еды, принимать пищу, сидя за компьютером, перед телевизором.
  9. Недопустимо вытирать рот рукавом, рукой, скатертью.
  10. Неприлично вставать из-за стола, если не закончили трапезу все ее участники. Но можно уйти, предварительно спросив разрешения. При необходимости посещения туалета или ванной комнаты следует извиниться и выйти (в гостях или дома в присутствии посторонних людей) без объяснений своего поведения.
  11. Нельзя облизывать пальцы, столовые приборы.

Когда начинать обучать ребенка?

Желательно начать обучение уже с первого года жизни. Просто уровень правил этикета должен быть разным. Начав вводить , нужно перед кормлением мыть младенцу ручки. Уже с года давать малышу ложку в руки. Конечно же, кормить при этом его придется маме другой ложкой.

Но ребенок, копируя действия мамы, тоже будет пытаться кушать самостоятельно с помощью ложки, а не руками. Пусть у него не все получится, пусть личико будет измазано, но это будут первые шаги по обучению пользованию столовыми приборами.

С 2 до 5 лет длится процесс освоения базовых правил поведения за столом и хороших манер. Разъяснения родителей заложат основу культуры поведения ребенка. Даже в 2-3 года ребенок не должен баловаться за столом.

Как обучать ребенка этикету?


Обучать ребенка этикету за столом взрослые должны прежде всего на личном примере

Познавая мир, малыш впитывает новую информацию как губка. Следует использовать и объяснения, и визуализацию необходимых навыков, и личный пример, и игры.

Принципами обучения должны стать:

  1. Постоянство: повторяя изо дня в день, к примеру, мытье рук перед приемом пищи, можно добиться выработки полезной привычки. Важно, чтобы требования были одинаковыми для всех членов семьи. То, что нельзя делать сегодня, должно быть под запретом и завтра, и послезавтра.
  1. Визуализация изучаемых правил и игры. Стихи и картинки помогут быстрее запомнить нужное правило. Например, мытье рук с мылом занимает определенное время. Если эту процедуру сопровождать специально подобранным стишком или считалкой, то проблема будет легко решена. Есть целый ряд мультфильмов, способных помочь обучить малыша правилам поведения за столом. После просмотра важно обсудить с ребенком поведение героев мультика, закрепить нужные правила.

Полезно периодически устраивать вместе с ребенком обед для игрушек и кукол. Конечно же, для этого следует использовать игрушечные мебель, посуду, столовые приборы. Увлечение игрой позволяет повторить и сервировку стола, и тонкости использования столовых приборов, и правила культурного поглощения пищи. В игре это легко запоминается, ребенок привыкнет также убирать со стола, научится встречать и провожать гостей. По ходу игры у родителей есть возможность корректировать поведение ребенка и участников кукольного обеда.

  1. Последовательность обучения: освоение правил должно соответствовать возрасту. Если дитя в год важно приучить мыть руки перед едой, в 2 года – умело пользоваться ложкой, то с 3 лет уже можно обучать использованию вилки и ножа, хорошим манерам поведения. Причем столовые приборы важно использовать повседневно, а не только в праздники. Тогда ребенок будет чувствовать уверенность при пользовании ими. Маленьким детям можно давать специальные силиконовые или пластиковые вилки и ножи, которыми малыш не сможет пораниться.
  1. Личный пример: поведение родителей и других взрослых членов семьи имеет огромное значение. Пытаясь во всем подражать взрослым, малыш легко запомнит многие детали их поведения, ведь дети очень наблюдательны. Как бы ни хотелось привить элементы вежливости ребенку, если в семье не принято желать приятного аппетита и благодарить за обед, вставая из-за стола, то и ребенок этого делать не будет. Ваши объяснения так и останутся словами. И если папа кушает во время просмотра футбола по телевизору, то сложно будет ответить на вопрос, почему это нельзя делать другим.
  1. Доброжелательность при обучении обязательна. Нельзя допускать грубых окриков, унижающих маленького человечка замечаний. В качестве проверочных занятий можно использовать праздничный обед в гостях или в кафе. Даже если ребенок допускал какие-либо ошибки, то обсуждать их следует потом, дома, в спокойной обстановке.
  1. Родители должны запастись терпением. Немаловажно помнить и о безопасности, чтобы не допустить травмирования ребенка. Нельзя надеяться, что все получится вдруг и сразу. Но в результате постоянных занятий ребенок в 5 лет уже должен освоить основные правила этикета и хорошие манеры поведения в обществе. Он должен знать, что нож нужно держать в правой руке, а вилку – в левой, уметь пользоваться ими. Не следует поощрять рассказы о чем-либо во время еды, объяснив ребенку опасность поперхивания пищей. Все, что он хочет, можно рассказать после еды, его нужно внимательно выслушать. Важно научить детей не привлекать за столом всеобщее внимание. Особенно это касается слишком активных ребят, привыкших быть «центром вселенной».

Резюме для родителей

Заложенные в детстве правила хорошего тона помогут воспитать из ребенка человека, с которым будет приятно общаться людям. Чтобы обучить любимое чадо правилам этикета, придется потрудиться.